СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО ТАКОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?»

Общая характеристика темы

Тема открывает ряд тем, характеризующих деятельность как способ бытия человека и общества. В отличие от последующих тем, раскрывающих отдельные виды деятельности, данная тема дает ее общую характеристику. Деятельность рассматривается здесь как характерное для человека отношение к внешнему миру, как преобразование внешнего мира человеком. В процессе деятельности, преобразования мира происходит развитие и самого человека, и человеческого общества. В теме раскрывается многообразие деятельности. Она многолика и проявляется в различных сферах.

Важнейшие понятия темы: мотивы деятельности, цель и целеполагание, средства достижения цели, творческая деятельность, трудовая и игровая деятельность, общение, действие, поведение, поступок, социальные нормы, отклоняющееся поведение.

Интегральный характер курса проявляется здесь в освещении проблем философских (цель, средства деятельности и др.), социологических (социальные нормы, отклоняющееся поведение и др.), психологических (мотивы деятельности, общение) и др. Учитель может опереться на представления о различных областях человеческой деятельности в курсе истории, о творческой деятельности ученых (предметы естественного цикла и история), писателей (литература), трудовой деятельности (курс технологии).

Сущность человеческой деятельности

На этих уроках начинается изучение темы «Что такое деятельность?». Они являются ключом ко всему разделу, поскольку весь последующий материал базируется на понятиях, раскрываемых в этой теме. Важнейшие из понятий, на усвоение которых нацелены уроки: человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности; потребности; социальные установки; убеждения; интересы, социальное действие.

План изучения нового материала

  1. Роль деятельности в развитии общества и в формировании и самореализации личности.
  2. 2. Отличия деятельности человека от поведения других живых существ.
  3. 3. Структура деятельности: а) субъект и объект деятельности; б) цель, средства, действия, результат.

4. Мотивы деятельности: а) потребности; б) социальные установки; в) убеждения; г) интересы; д) сознательное и бессознательное в деятельности; е) классификация действий в зависимости от их мотивов.

1. Изучение первого пункта плана можно провести в виде самостоятельной работы.

2. Для изучения второго вопроса можно использовать таблицу. Отличия деятельности человека от поведения других живых существ

Человек Другие живые существа

Содержание вопроса может быть либо изложено учителем, либо изучено учащимися путем самостоятельного чтения текста с соответствующим заголовком. В любом случае целесообразно проверить, правильно ли поняты словосочетания «биологическая программа поведения», «исторически сложившаяся программа». Слово «программа» здесь употребляется в значении «содержание и план деятельности», иными словами, «что нужно делать?».

Можно поставить вопрос: «Что делает, например, пчела?»

Учащиеся ответят: «Строит соты, собирает пыльцу, закладывает в соты мед и т. п.».

Чем определяется этот «набор дел» пчелы?

Ответ очевиден: он задан природой, это биологическая программа поведения, в которой пчела ничего изменить не может.

Еще вопрос: «Что делает крестьянин одной из центральных российских губерний в первой половине ХIХ в.?

Учащиеся предлагают перечень его дел: обрабатывает землю, собирает урожай, ухаживает за домашним скотом и птицей, изготавливает или ремонтирует орудия труда, дом и предметы домашней утвари, заготавливает дрова, отрабатывает барщину, платит налоги и т. п.

Чем определяется «набор дел» этого крестьянина?

Опытом предшествующих поколений, который он воспринимает не от рождения, а по мере взросления. Это исторически сложившаяся программа действий. Но тот же крестьянин может выйти за рамки этой программы, ставить перед собой иные цели (примером могут служить бунты, создание мануфактуры, отхожие промыслы и т. п.).

3. Вопрос о субъектах и объектах деятельности усваивается учащимися без особых затруднений. Важно лишь подчеркнуть, что субъектами деятельности могут быть отдельные личности, организации, государство, а объектами — не только различные предметы или области жизни, но и другие люди, большие группы людей. Особо следует отметить, что деятельность субъекта может быть направлена на самого себя. Основная часть содержания этого вопроса находит отражение в схеме.

21.08.2016 17:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП