СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад из опыта работы на тему: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

из опыта работы на тему:

«Духовно-нравственное воспитание

младших школьников»

Подготовила воспитатель Сабардина О.А.

Дети младшего школьного возраста активно накапливают нравственный опыт. Систематическое духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка и в дальнейшем обеспечивает его успешное социальное, гармоничное развитие, формирование личности.

В своей педагогической работе я выделяю и ставлю перед собой такие основные цели духовно-нравственного воспитания:

- воспитывать в детях милосердие, сострадание, учить прощать и забывать обиды;

-учить замечать тех, кому сейчас нужна твоя помощь, развивать желание помогать нуждающимся, быть терпимым, толерантным, мирным во взаимоотношениях со всеми;

- формировать основы духовно-нравственной личности, способной общаться и взаимодействовать с внешним миром;

- побуждать девствовать и поступать честно, не на словах, а на деле, в повседневной жизни, избегать зла, зависти, учить довольствоваться и быть благодарным за то, что имеешь;

- способствовать сохранению чистоты и целомудрия.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

-формировать этические и моральные нормы и правила поведения,

-формировать самодисциплину;

- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;

- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.

Воспитать духовно гармоничную личность можно совместными усилиями педагогов школы и семьи, когда дети могут брать пример с людей ( их поступков), которые детей постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.

В своей работе, по духовно-нравственному воспитанию, я знакомлю детей с народными сказками, былинами, проведение сезонных музыкально-игровых праздников и развлечений: «Осенний праздник», «Праздник книги», «Новый год», «День Святого Николая», «Защитники Отечества», «Масленица», и многие другие. Знакомство с элементами видов искусства (например с «Хохломой» и «Петриковской росписью»), знакомство с национальными костюмами, украшениями и традициями народа позволяет показать неразрывную связь поколений с духовными традициями народа. Или например, сравнивая современные дома, в которых они живут, с домами наших прабабушек дети учатся сравнивать, находить общее и различие. Дети получают новые знания об архитектуре, украшении домов, о назначении (жилье, развлечение, обряды – церкви, и т.д.). Знакомятся с пословицей: «Хорошая работа два века живёт», человек умирает, а дело его живет и переходит от внуков к правнукам.

Вместе с ребятами знакомимся с устным народным творчеством – сказки, пословицы, поговорки, приметы, загадки, но большую часть времени мы уделяем игре. Игре дидактической, сюжетно-ролевой, подвижной, народно-хороводной. При подготовке к народным праздникам, например Масленице, мы с ребятами изучили множество народных игр, в которых отображается образ жизни людей, труд, уклад, представление о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они имея нравственную основу, учат ребёнка обретать гармонию с окружающим миром. У ребят формируется устойчивый интерес к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры просты и лаконичны, выразительны и доступны («Гори-гори ясно», «Маланья хоровод», «Зоря – заряница красная девица», «Выйди, выйди солнышко», «Петушки», «горелки», «Веретено»). Они активизируют мыслительную деятельность, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире. Народные игры в комплексе с воспитательными средствами представляют способствуют формированию развитой, активной личности. Перед проведением игры проводится подготовительная работа, рассказываю о смысле игры, культуре и быте того или иного народа (например, русские народные игры «Гуси-гуси», «Два мороза», «Колечко-колечко», «Ручеёк», «Кошки-мышки», «Волк в отаре»)

Дидактические игры прививают уважение и гордость к народным костюмам. Например «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Дом Машеньки и Гульнары», «Исправь ошибку»(национальные костюмы одеты неправильно).

Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство гордости и любви к Родине. «Узнай улицу», «Знаешь ли ты» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Кому памятник?», «Загадки о городе», «Птицы нашего города», «Собери целое» помогают в развитии любви к родной земле, чувство принадлежности к родному городу.

Огромное разнообразие словесных игр я использую при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, «Букет красивых слов» - ребёнок берёт цветок произносит волшебное слово, «Поделись улыбкой», «Чей голос» - ребёнок с закрытыми глазами определяет человека, который произнёс волшебное доброе слово, «Похвали соседа», «Люблю своих близких» - ребёнок только движениями показывает, как любит своих близких.

Рекомендую к проведению игры:

Игры, направленные на доброжелательное отношение к людям, сверстникам.

«Передай любовь»

Воспитатель показывает детям красивый шар (мяч) и предлагает им полюбоваться, какой он красивый, замечательный, самый –самый прекрасный. Предлагает наполнить его своей любовью. А потом передаёт его одному из детей со словами: «Возьми, почувствуй мою любовь. Это тебе.»

Ребёнок передает любовь дальше, другому ребёнку.

«Путешествующий шарик»

Дети садятся по кругу так, чтобы каждый сидел вплотную к соседу. Воспитатель включает музыку и дети передают шарик друг другу, пока он не пройдёт круг. Потом отодвигаются дети назад, круг становится шире. Шарик опять проходит по кругу. Это уже сложнее. Дети еще отодвигаются назад. Бросать шарик нельзя, нужно именно передавать его.

- Вы чувствуете, как шарик заставляем нас тянуться?

Игры, на снятие эмоционального напряжения, агрессии

«Пластилин»

Ведущий предлагает ребёнку представить, что он кусочек пластилина и из него можно вылепить все. У него пластилиновые руки, пластилиновые ноги, шея. Ведущий «лепит» что угодно. Игра очень хорошо повышает эмоциональный тонус.

«Дождь в лесу»

Воспитатель предлагает детям превратиться в деревья. Произносит текст. «В лесу светит солнышко и все деревья протягивают к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся веточки. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в стороны. Но деревья крепко держатся корнями за землю. Ветер принес дождевые тучи и пошли первые капли дождя. (Дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди человека). Дождик стучит, усиливается, идёт сильнее и быстрее. (Дети стучат сильнее пальчиками). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от ударов дождя и ветра. (детки жалеют, гладят друг друга).

Игры доверия

Такие игры помогают детям испытать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества. Использовать эти игры можно тогда, когда дети освоились и чувствуют себя уверенно в коллективе.

«Прогулка с завязанными глазами»

Дети разбиваются на пары – ведомый и ведущий. Ведомый завязывает глаза и полностью доверяет ведущему. Ведущий берёт за руку ведомого и объясняет как ему лучше и безопасней пройти, как избежать столкновения с предметами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. В конце упражнения обсудите чувства, которые испытал каждый из детей и какая роль ему больше понравилась.

Лежали в больнице, в палате одной Два тяжко больных человека

Один у окошка лежал, а другой – У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел, Другой, лишь на краску дверную,

И тот, что у двери узнать захотел, Про жизнь за окошком другую.

С готовностью первый больной рассказал Что видно ему из окошка

Там тихая речка, дощатый причал, И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака Причудливые, как зверушки,

Сидят на причале том два рыбака И с внуком гуляет старушка.

И так каждый день. То про сказочный лес,

Рассказывал, то про влюблённых,

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделённым.

Он мучился злобой и зависть росла

Его постепенно съедая

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,

Что не было сил разогнуться,

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать И вызвать сестру милосердья,

Но он не нажал, а остался лежать Глаза прикрывая усердно…

Наутро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил и она помогла

Занять эту самую койку.

Когда же он в окно, наконец, посмотрел

На шее задергалась вена…

Увидел он вместо того, что хотел,

Глухую высокую стену.

Он был потрясён и сестре рассказал,

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках.

- Ах, если б он видел – сказала сестра,- Всю жизнь он слепым оставался,-

- Зачем же тогда? – тут больной прошептал

- Да он вас утешить старался…

25.08.2015 18:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП