СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Внеурочная деятельность учащихся как ресурс успешной социализации детей с ОВЗ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

________________________________________________________________

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь ул. Школьная, 5. т./ф. 8 (30136) 53-3-02

Е-mail:[email protected]

Доклад на тему:

«Внеурочная деятельность учащихся как ресурс успешной социализации детей с ОВЗ».

Педагог-библиотекарь: Финаева О.С.

Новая Брянь

2019

«Внеурочная деятельность учащихся как ресурс успешной социализации детей с ОВЗ».

Свое выступление я хочу начать с таких слов:

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив

Мир «особого» ребенка безобразен и красив

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка иногда он нас страшит

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих. (слайд 2)

Проблема включения детей с нарушением интеллекта в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одной из основных задач воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей, их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включения в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталого ребенка решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно – воспитательной работы. Это дети, состояние здоровья, которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условиях обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми мы все знаем, является индивидуальный подход с учетом специфики и здоровья каждого ребенка.

Наши дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Цель работы с детьми – это организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для развития личности в целом, дальнейшее приспособление к жизни. Мы стремимся в школе создать психологические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно.

Это помогает в решение следующих задач:

  • обучение детей социальным навыкам
  • формирование толерантного отношения
  • снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии
  • формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей. (слайд 3)

Успешной адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта способствует внеклассная работа, которая включает в себя работу классного руководителя, кружковая работа, организация отдыха и досуга.

Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. (слайд 4)

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность выступает в качестве одного из основных компонентов социализации школьника. (слайд 5)

Всю работу по социализации обучающихся воспитанников провожу, опираясь на их жизненный опыт, подбираю материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения. Моя задача, как педагога состоит в том, чтобы помочь детям разнообразными методами и приемами получить знания об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно (насколько это возможно) добывать знания и пользоваться ими. В работе использую средства социальной адаптации: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, специально организованное общение, игровые ситуации, экскурсии в магазин, на почту, по улицам посёлка, в школьный музей, библиотеку. Используя все познавательные возможности детей, стараюсь развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и трудовом коллективе. Для любого человека, а для ребенка с нарушением интеллекта особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций.

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителями стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получило высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьезной работы учащихся не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Книга – это не просто один из видов печатной продукции, как гласит словарь – она кладезь знаний и духовных ценностей, которые необходимы каждому из нас. Появилась она настолько давно, что даже страшно. Свое развитие книжка обретала по мере развития человечества. Книга не только дает определенные знания, а еще и обогащает и духовное и культурное развитее человека. Книга для человека значит многое, поэтому и создаются праздники, которые восхваляют и книгу и место, где они хранятся – ее дом.

Сегодня стоит задуматься о будущем всего человечества, и чтобы оно было светлым и прекрасным необходимо защитить мир, духовность и природу. Книга и служит тем самым источником духовности, который сможет защитить духовность. Ведь именно книга помогает человеку приобретать знания, находить необходимые жизненные истины, правильно ориентироваться в ситуациях. И главная задача сейчас приобщать молодое поколение к чтению, особенно в век информации. Ведь богат не тот, у кого много телевизоров, а богат тот, у кого много книг. Во всём мире этот праздник уважают и почитают.

Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программы;
  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения. (Слайд 6)

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развития личности ребёнка

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения, детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие педагоги школы и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Для решения данной проблемы в нашей школе проводятся мероприятия направленные на привлечение детей к чтению. В библиотеке организовываются выставки книг «Занимательный русский язык» и «Русские писатели о природе» и другие. Проводятся библиотечные часы, игровые программы, различные конкурсы стихов, уроки внеклассного чтения. Учащиеся 5 класса один раз в неделю посещают детскую библиотеку, ходят туда с большим удовольствием. Учащиеся с удовольствием посещают библиотеку. (слайд 7,8)

(Библиотечный час «Моя любимая книга» в 3-4 классах, «Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда», библиотечный час по произведениям Н.Носова «Путешествие в Книгоград», игровая программа «Пословицы недаром молвятся» для учащихся 7-9 классов, конкурс «Весёлых стихов» и другие.)

Хочу надеяться, что организованная внеурочная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.

10.01.2019 14:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП