© 2025 71
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Нужно ли дошкольное образование детям, почему оно стало первой ступенью образования, почему мы так часто стали говорить о преемственности между ДОО и школой? Многие задавали эти вопросы, но не все находили ответ!
Я считаю, что это вызвано тем, что изменился сам взгляд на дошкольное образование, на его значимость в формировании готовности детей к дальнейшему обучению, и жизни, в целом. Ритм современного мира требует от людей большей инициативности, творчества, самостоятельности, дальновидности, гибкости и решение многозадачности в ограниченное количество времени. Поэтому и подход в развитии и воспитании детей тоже должен меняться, согласно изменчивости мира. Ведь если посмотреть систему дошкольного образования, примерно, 20 лет назад, то мы увидим следующую картину: Педагог - главный, дети исполнители и по-другому никак. Речь не шла вообще об индивидуальном подходе к каждому ребенку, о развитии у него лидерских, творческих качеств. Вступление нового закона « Об образовании» и введение ФГОС показало педагогам другую сторону медали. Да, игра так и осталась основным видом деятельности детей, только сейчас педагог стоит наравне с ребенком, является ему напарником, посредником который поддерживает активную инициативу ребенка.
Повышение социального статуса дошкольного образования, как первой ступени повлекло за собой и изменение в работе дошкольных учреждений в целом. Стали создаваться основные образовательные программы внутри ДОО, программы Воспитания, где четко сформированы цели и задачи дошкольного обучения. И главной мыслью во всех этих документах было создание непрерывного образовательного процесса, который обеспечивает плавный переход от одного уровня образования к другому.
В ФГОС часто встречается слово ориентиры - Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка.
Они включают в себя следующие характеристики:
- Инициативность и самостоятельность;
-Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, к внешнему миру;
-Умение подчиняться нормам и правилам общества;
-Развитые творческие способности, развитая устная речь;
-Хорошо развитая крупная и мелкая моторика;
-Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности;
-Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Целевые ориентиры не являются четкой целью для реальных достижений детей, но они считаются основанием преемственности дошкольного и начального образования.
Именно на них стоит делать акцент в дошкольном образовании.
Воспитатели и родители часто делают упор на развитие академических навыков у детей, но методики обучения чаще всего используют не те, что в школе и учителям приходится переучивать, вследствие чего на это уходит больше времени и сил, а у ребенка пропадает мотивация к школьному обучению. Эту проблему мы обсуждали с учителями начальных классов, но сейчас в наше время ситуация меняется в лучшую сторону. Программы дошкольного образования и начального школьного строятся по принципу преемственности и непрерывности по направлениям грамматического обучения, речевого развития и математических основ. Со всеми программами родители могут ознакомиться.
Дошкольное учреждение готовить фундамент для успешного обучения, а школа подхватывает строительство на своем этапе и передает дальше. От слаженности всех участников образовательной системы на каждом уровне, в итоге, мы получаем крепкий дом, который символизирует легкую адаптацию к переходам на новый образовательный уровень, мотивацию к учебной деятельности, желание и стремление учиться дальше.
Учитель начальной школы использует игровые приемы в первых классах, часто применяемые в детском саду; воспитатель включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Практика показала, что для успешной преемственности между дошкольным и начальным образованием, также большую роль играют родители детей. Поэтому важно проводить работу и с ними. Из опыта бывает, что родители сами психологически не готовы к тому, что их ребенок идет в первый класс. И эта тревожность передается ребенку, вместо поддержки, которую он ждет. Здесь актуально проводить консультации с родителями, начиная со старшего дошкольного возраста на темы школьного обучения, устраивать вечера встреч с учителями школ по микрорайону проживания, также по просьбе родителей с их письменного согласия, проводить тестирование детей на готовность к школьному обучению, организовывать совместные встречи с родителями первоклассников, которые уже посещают школу.
Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что с изменением закона « Об образовании» и введением ФГОС мы видим улучшение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, только в том случае, если на каждом уровне соблюдается принцип преемственности и родитель является активным участником образовательного процесса на всех ступенях образования.
Список литературы:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 — ФЗ от 29.12.2012
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
4.Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008
5.Мельникова, А. Г. Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в условиях применения ФГОС / А. Г.— Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019.
автор: Бедрина Анна Александровна, учитель-дефектолог
МБДОУ « Детский сад № 99» г. Иваново
ссылка: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/12/11/kachestvennoe-doshkolnoe-obrazovanie-osnova-uspeshnoy-uchebnoy
© 2025 71