СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Экологическое воспитание посредством игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру.
Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы. Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода; а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Если ребёнок не знает ничего о том, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессекоторой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умение находить и принимать решения. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила
Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениям, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики. Среди воспитательных задач, которые решают педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Игры экологического содержания используются прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать причинно – следственные связи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к мест обитания, о последовательности смен сезонов и об изменениях в живой и не живой природе. Таким образом, в процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
При проведении различных занятий по экологическому воспитанию можно использовать следующие виды игр: игровые обучающие ситуации, дидактические игры «Найди свою маму», «Кто чем питается?», «У кого какое жилище?», игра – путешествие «Веселый двор», словесные игры Узнай насекомое», «Когда это бывает?», «Прилетели птицы» и т. д., способствующие обогащению знаний.
- Игры – загадки о явлениях природы, предметах труда и быта, растительном и животном мире. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Например, игра-загадка «Лес».
- Игры – имитации отдельных действий животных и птиц (зайчик дрожит от холода, воробушки машут крылышками).
- Игры – имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (лягушка прыгает по дорожке, неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- Игры – импровизации под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку»).
- Игры – импровизации по текстам сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Елочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», Н. Павлова «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
- Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
- Инсценированние фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
Вывод: Так, при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями. Появление экологической воспитанности - это результат образовательной деятельности, на основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.
© 2017, Шкурихина Ирина Валерьевна 940