СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание посредством игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание посредством игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру.

Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы. Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода; а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Если ребёнок не знает ничего о том, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессекоторой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умение находить и принимать решения. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениям, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики. Среди воспитательных задач, которые решают педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.

Игры экологического содержания используются прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать причинно – следственные связи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к мест обитания, о последовательности смен сезонов и об изменениях в живой и не живой природе. Таким образом, в процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

При проведении различных занятий по экологическому воспитанию можно использовать следующие виды игр: игровые обучающие ситуации, дидактические игры «Найди свою маму», «Кто чем питается?», «У кого какое жилище?», игра – путешествие «Веселый двор», словесные игры Узнай насекомое», «Когда это бывает?», «Прилетели птицы» и т. д., способствующие обогащению знаний.

- Игры – загадки о явлениях природы, предметах труда и быта, растительном и животном мире. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Например, игра-загадка «Лес».

- Игры – имитации отдельных действий животных и птиц (зайчик дрожит от холода, воробушки машут крылышками).

- Игры – имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (лягушка прыгает по дорожке, неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

- Игры – импровизации под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку»).

- Игры – импровизации по текстам сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Елочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», Н. Павлова «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

- Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

- Инсценированние фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Вывод: Так, при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями. Появление экологической воспитанности - это результат образовательной деятельности, на основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.

09.10.2017 15:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП