СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия как форма обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое школьная экскурсия? Из определения Н.М.Верзилина и В.М. Корсунской: " Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой". Прочитав определение, сразу складывается впечатление, что школьная экскурсия - крайне полезный и продуктивный вид учебной деятельности. Но как оно на самом деле? Из своих детских воспоминаний (а они у меня, может быть в силу возраста, ещё очень яркие и чёткие) я могу сказать, что школьные экскурсии проходили очень весело, шумно. Но вот продуктивно ли? Выносили ли мы что-то с таких экскурсий? Усваивали ли какие-то новые биологические и экологические знания? НЕТ.

В теории педагогическое значение экскурсии очень велико, даже не буду сюда писать весь перечень, что нам представляли на лекциях в университете. Среди них встречается пункт "эмоциональный подъём". О, несомненно это на наших школьных экскурсиях присутствовало. И воспринимали мы экскурсии как приятную возможность размяться, подышать свежим воздухом и "прогулять" очередной нудный урок. Хотя биология - одна из моих любимых школьных дисциплин.

Сидя на лекции в университете, анализируя слова преподавателя, который так "расхваливал" экскурсию, как инструмент достижения учителем своих целей, я подумала: "Ну, наверное, наш учитель биологии что-то не так делала, раз в наишх головушках после таких экскурсий ничего не откладывалось".

И вот прошло несколько лет, и я уже сама будучи на месте учителя веду своих учеников на экскурсию в парк. Всё вроде бы делается мною "по инструкции, как положено". Но дети совсем не желают что-то полезное для себя выносить из этой экскурсии. Они общаются, развлекаются, но ни как не учатся.

Так вот к чему это всё: экскурсия - метод несомненно эффективный, так как тут можно посмотреть на биологический объект, может, даже потрогать его. Но он срабатывает только в том случае, если ребёнок в этом очень и очень заинтересован. Например, если он пришёл к вам САМ после шестого-седьмого урока на кружок. Во всех других слуаях, экскурсия - это лишь способ сплотить класс как коллектив, а для детей - возможность выйти из-за надоевших парт и немного развеяться.

Категория: Биология
05.02.2019 14:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!