СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспедиция как форма исследовательской работы учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дырженова Евгения Зундыевна

МОУ «Орликская средняя общеобразовательная школа»

Экспедиция как форма исследовательской работы учащихся.

Главная задача современной школы - это давать не только набор знаний по предметам, а развивать интеллектуальные возможности учащихся. Оригинальность мышления, творчество школьника наиболее ярко проявляются в исследовательской деятельности, позволяющая каждому школьнику испытать, выявить и актуализировать некоторые свои дарования.

Если ученик овладеет логикой научно – исследовательского познания окружающего мира, то он сумеет сам себя реализовать, какие бы изменения не происходили в окружающем его мире, сумеет найти свое место в социуме, будет успешным при выборе и реализации профессиональной карьеры.

Учебно-исследовательская эк­спедиция является стержневой формой учеб­но-воспитательной работы при реализации концепции учебно-исследовательской деятель­ности учащихся МОУ «Орликская средняя общеобразовательная школа».

Учебно-исследовательская деятельность развивается на базе специального учебного подразделения — школьного научного общества учащихся «hолонго».

Выездная форма учебно-воспитательной ра­боты — эмоционально яркая и очень содержа­тельная сторона жизни детей. Такая форма ра­боты способствует воспитанию, становлению гражданственности, укреплению здоровья уча­щихся.

Учебно-исследовательские экспедиции представляются наиболее привлекательными и перспективными в ряду других форм выезд­ной деятельности (походы, экскурсии и др.). Это связано с тем, что экспедиция наполнена глубоким и важным для детей предметным со­держанием, является итогом учебного года и вместе с тем возможностью наиболее полно приложить на практике полученные в течение года знания.

Предстоящая работа, изучение еще неизве­стного, возможные открытия, а не просто отдых, делают для ребят экспедицию эмоционально привлекательной. Заинтересованное и уважи­тельное отношение местного населения к науч­ным задачам учащихся резко повышает в глазах ребят социальную значимость интеллектуаль­ного труда, формирует нравственный стер­жень, который позволяет затем молодым людям не останавливаться в своем развитии и самооб­разовании.

Конкурсный отбор в экспедицию является тем мобилизирующим фактором, который зас­тавляет учащихся серьезно и равномерно рабо­тать в течение года, что повышает эффектив­ность учебного процесса.

Обобщение и анализ собранных данных, со­вместные выступления на конференциях и се­минарах по разным тематикам дают возмож­ность ребятам в наиболее полной мере вос­принять и природные, и социокультурные осо­бенности малой родины, формируют понимание взаимосвязи процессов, происходящих на Земле и основные мировоззренческие понятия о принципах взаимоотношении человека и природы.

В многолетней практике деятельности НОУ сложились определенные формы работы, которые призваны развивать исследователя, создавая единое смысловое и ценностное пространство, включая детей и педагогов в реальное научное сообщество. На протяжении ряда лет для проведения экспедиционной работы в МАОУ «Орликская СОШ» привлекаются ведущие преподаватели и ученые БГУ, БНЦ, которые работают по направлениям: «Хонгодоры», «Аква-минерале», «Монголжон», «Батогол».

В экспедициях состав участников проектов формируется из школьников, занимающихся в секциях научного общества учащихся по следующим направлениям: этнография, краеведение, ботаника, зоология, экология, орнитология. Педагоги и ученые, а иногда и студенты выступают в роли руководителей исследовательских проектов, проявляя увлеченность своей деятельностью, внося интригу в действие, заражая интересом к научному познанию. Кроме работы по проектам организуются учебные занятия, экскурсии для всех участников экспедиции, освещающие работу всех исследовательских направлений.

Экспедиция — важный опыт совместного проживания в одном пространстве детей, педагогов, ученых. Особенностью экспедиции является ее автономность, ограниченное число участников, относительная экстремальность условий, романтика «поля». Педагоги и ученые задают и общую атмосферу экспедиции: культивирование отношений дружеского сотрудничества, насыщенность и разнообразие экспедиционной жизни, культ знаний, творческая смелость, юмор, свобода выбора, самоуправление. Все это создает благоприятные условия для передачи образцов поведения, а в широком смысле и образа жизни, от старшего поколения к младшему.

Периодические вечерние «конференции» по итогам работ на практиках помогают школьникам скорректировать методы работы, грамотно сформулировать цели и задачи исследования, оценить и осмыслить получаемые в ходе выполнения работ результаты и выводы, найти наилучший вариант обработки, подачи и оформления собранного фактического материала и наблюдений, отделять главное от второстепенного. Это способствует развитию умения проводить дискуссию, формулировать мысли, отстаивать свою точку зрения, корректно делиться опытом и т. д. Особый эффект достигается при разновозрастном составе практики.

В экспедициях ребята не только учатся, собирают материал для учебно-исследовательских работ, но и занимаются конкретной природоохранной деятельностью – очищают лес от валежника и сухостоя, убирают мусор, благоустраивают родники.

Экспедиционная работа, начатая в полевых условиях, продолжается в научных лабораториях БГУ, БНЦ. Ребята обрабатывают полученные результаты. Привлекают необходимый теоретический материал.

Участниками экспедиции обследовано много интересных мест. Собраны различные коллекции, написаны и представлены на научные конференции школьников района и республики исследовательские работы, отчеты, доклады, выставки. Ежегодно наши учащиеся успешно выступают на российских, республиканских конференциях «Национальное Достояние России», «Созвездие», «Шаг в будущее», на республиканских олимпиадах по биологии и экологии. Мониторинговые исследования, которые проводятся учащимися и студентами в течение многих лет, имеют и научную ценность.

Первые участники школьных экспедиций уже окончили Вузы. Многие из них избрали профессии связанные с той областью наук, которой занимались в научно-исследовательской экспедиции.

Создание условий для исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в высшие учебные заведени, реализовать их жизненные цели.

Категория: Биология
28.02.2024 12:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!