СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭЛЕМЕНТЫ ВАЛЕОЛОГИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы валеологии на уроках химии

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития общества. Важнейшей задачей школы, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый образ жизни должен стать подлинным искусством, призванным улучшить жизнь в плане сохранения здоровья, повышения образовательного и культурного уровня, а также формирования ответственного поведения.

Для достижения этих целей необходим новый творческий подход к обучению детей и подростков основам здорового образа жизни.

Такое обучение должно:

- вестись с использованием позитивной концепции здоровья;

- использовать новейшие образовательные подходы и методы; - разработать систему урочных учебных проблем на связь химии с валеологией;

- способствовать познавательной активности и заинтересованности учащихся при изучении химии и на полноту усвоения ими знаний;

- раскрыть единство неорганического и органического мира, влияния деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой

основе убеждённости в необходимости бережного отношения к природе;

- раскрыть двойственную роль химической промышленности по отношению к человеку и природе;

- раскрыть особенности научно-технического прогресса с позиций охраны природы;

- вооружить школьников практическими умениями и навыками.

Реализация валеологического образования осуществляется по нескольким направлениям:

1) освоение содержания валеологического компонента на уроках химии;

2) изучение содержания данного компонента в ходе индивидуально- групповых занятий учащихся, посредством организации проектной и исследовательской деятельности школьников;

3) реализация валеологического воспитания при проведении внеклассных мероприятий.

Методы валеологии

Первая группа - методы, способствующие формированию валеологического сознания, т.е. ответственности школьника за свое здоровье. К ним относятся убеждение (воздействие словом на волю и чувства учеников), пример, беседа и др.

Вторая группа - методы организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся практические методы формирования динамических стереотипов (посадка за партой, соблюдение дисциплины, внимание, порядок на уроке, проветривание кабинетов, предупреждение чрезмерного напряжения зрения, выполнение санитарно-гигиенических требований к классам и кабинетам и др.) При формировании вышеуказанных динамических стереотипов учитель использует различные условные раздражители (пример, поощрение, слово родителей и др.)

Третья группа - практические здраво созидательные методы, используемые как на уроках, так и вне уроков (физкультпаузы, смена видов деятельности, методов преподавания в ходе учебно - воспитательного процесса, организация активного отдыха на перерывах, дней здоровья, турпоходов, спортивных соревнований и т.д.) К данной группе методов относятся также обучающие лектории для родителей и детей, в программу которых рекомендуется включать такие темы, как: «Профилактика близорукости школьников», «Детские неврозы», «Питание детей в школе и дома» и др

Способы сохранения своего здоровья интересуют многих учащихся, однако зачастую не все они понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии, и считают, что им необходимы лишь советы по поведению в той или иной ситуации. Однако хорошая база теоретических химических знаний на самом деле дает возможность выявить и объяснить причину нарушения здоровья и поэтому найти выход из ситуации, а кроме того разработать меры профилактики.

Курс химии играет существенную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, при его изучении можно естественным образом сформировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью.

При изучении химии возможно:

- сформировать знания о молекулярных основах здоровья;

- оценить влияние отдельных химических элементов и их соединений на организм человека.

Нестандартный подход педагога к включению валеологического компонента в содержание школьного курса химии, станет причиной для серьезного осмысления учащимися практической значимости химических знаний в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья.

С целью создания направленности на формирование здорового образа жизни я практикую на уроках решение задач с валеологическим содержанием. Оптимальное использование их в учебном процессе позволяет сделать теоретический материал аргументированным и полезным в повседневной жизни. Решая такие задачи, учащийся невольно становится сопричастным к проблеме формирования здорового образа жизни.

При составлении задач использовался материал из курсов биологии, экологии, валеологии, акцентированный на изучение самой природы человека, физиологических процессов, происходящих в организме. Интегрированные задачи способствуют формированию познавательных мотивов. Вникая в сущность таких задач, учащиеся не только вспоминают методику их решения, но и еще раз убеждаются, насколько тесна связь между знаниями по химии и повседневной жизнью человека, физиологическими потребностями организма в тех или иных веществах, как важны знания о свойствах веществ для сохранения здоровья. Такой подход к составлению контролирующих заданий способствует пониманию учащимися того, что за каждой формулой стоит конкретное вещество, а за каждым уравнением реакции – конкретное явление, происходящее в природе, живых организмах, быту. Это наполняет химические символы конкретным жизненным смыслом и, главное, позволяет убедить школьников в том, что химия – наука необходимая и интересная.

Любой урок химии может способствовать одновременно и интеллектуальному развитию школьника, и сохранению его физического статуса. То есть школьные химические знания должны помогать адаптации учащегося и увеличивать резервы его здоровья.

На уроках необходимо компенсировать дефицит валеологического содержания образования, дополняя программу интересным познавательным материалом посредством познавательных и расчетных задач, тестовыми заданиями.

Например, занимательные вопросы:

При изучении темы «Карбоновые кислоты» -

Муравьиный укус причиняет боль. Почему боль утихает, если место укуса смочить нашатырным спиртом?

Ответ: При укусе муравей впрыскивает в ранку му­равьиную кислоту, вызывающую резкую боль. Если место укуса смочить нашатырным спиртом – боль пропадает, так как наша­тырный спирт – это основание: гидроксид аммония. Он нейтра­лизует кислоту.

В теме «МЫЛО» -

Почему женщины, изображенные на картине фран­цузского художника Жана Франсуа Милле «Прачки», имеют красные опухшие руки?

Ответ: В воде, а особенно в горячей, мыло подвергает­ся гидролизу, приводящему к образованию едких щелочей, разъ­едающих кожу.

Решение задач с валеологическим содержанием.

1. При неполном сгорании топлива и других веществ, в частности табака, образуется угарный газ СО, вызывающий кислородное голодание, блокируя гемоглобин крови. Вычислите относительную молекулярную массу этого вещества.

2. Горькая, или английская соль (кристаллогидрат сульфата магния) впервые была выделена из воды минерального источника в Эпсоме – пригороде Лондона. Эта соль применяется в медицине при заболеваниях нервной системы, для снижения артериального давления, а также как слабительное средство. Составьте формулу английской соли, если массовые доли химических элементов в ней составляют: 9,86% (Mg), 13,01%(S), 71,40%(О), 5,73%(Н).

3. В питьевой воде были обнаружены следы вещества, обладающего общетоксическим и наркотическим действием. При проведении качественного и количественного анализа было установлено, что это производное фенола и массовые доли химических элементов в нём таковы: 55% (С), 4,0% (Н), 14 % (О), 27 % (С1). Установите молекулярную формулу вещества. Укажите возможные причины попадания этого вещества в окружающую среду

4. Когда человека мучает изжога, он пользуется питьевой содой. Еще лучше, если он воспользуется лекарствами, содержащими в своем составе гидроксид магния. Вычислите массу гидроксида магния, необходимую для нейтрализации 1,2 г соляной кислоты, вызвавшей повышенную кислотность желудочного сока.

5. Железо – важнейшая составная часть организма человека и животных. Для лечения анемии, вызванной дефицитом железа в организме, и для стимуляции работы кроветворных органов используют восстановленное железо. Вычислите массу железа, которая может быть восстановлена алюминием из 1,5 моль оксида железа(ΙΙΙ).

Категория: Химия
30.04.2015 02:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!