СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эссе «Я – учитель».
Я-учитель с детства. Передо мной никогда не стояла дилема «Кем быть?» Выбор моей профессии определился очень давно. И теперь я хочу поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической деятельности. В жизни каждого человека наступает осознанный момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрать. У каждого из нас есть свой путь, который мы выбираем и идём по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить свой путь и не сожалеть о своем выборе.
20 лет назад я окончательно выбрала для себя этот путь – стать учителем, и ни разу не усомнилась в правильности своего выбора. Что же повлияло на мой выбор? В детстве я часто любили играть в школу. Рассадив кукол, я давала им задания, рассказывала различные истории. Затем с важным видом выставляла оценки и обязательно красным карандашом в расчерченную под журнал тетрадь. Путь мой был определён детской мечтой.
Так получилось, что после института, я вернулась работать в своё село, в свою родную школу. Моя школа… В ней началось моё детство, с неё начиналась юность и взрослая жизнь. Школа для меня – это островок доброты и света, к которому всегда хочется возвращаться. Она даёт мне нравственный ориентир на всю жизнь.
Вернёмся на 20 лет назад.
- Здравствуйте. Меня зовут Надежда Сергеевна. Я ваш классный руководитель и учитель математики и физики.
Секундная тишина. Кто-то добродушно улыбается, кто-то
смотрит недоверчиво, а кто-то даже иронично так спросил:
- Вы хороший учитель?
- Не знаю, - отвечаю я откровенно
Я, правда, не знаю, какой я учитель, ведь из педагогического опыта у
меня только институтская практика. Я только что впервые переступила порог кабинета в роли учителя. Что чувствуют начинающие учителя в такой момент? В первые минуты я испытывала страх и любопытство одновременно, а в следующие за этим 45 минут - вообще бурю чувств и ощущений. А еще на своем первом уроке понимаешь удивительно многое. Что я не имею права на ошибку: ни в решении задачи, ни в оценках, ни во взаимоотношениях с учениками. Что эта профессия требует выдержки, смелости в выражении и отстаивании собственного мнения, принципиальности.
Я бесконечно благодарна мудрому Творцу за то, что доверил мне такое многотрудное предназначение, что школа стала моей судьбой.
Почему? Ответ прост, потому что профессия учителя - самая важная и нужная. Сейчас я понимаю: нет ничего важнее в жизни педагога, чем умения разглядеть в каждом ребенке искорку, уникальность и неповторимость, а потом заинтересовать, увлечь, разжечь в его душе огонь познания себя самого. И ведь недостаточно просто раскрыть способности ученика, необходимо делать все возможное для того, чтобы маленький человечек сам хотел, сам желал постоянно совершенствоваться и творчески, и интеллектуально. Очень важно, чтобы ребёнок осознал, и самое главное – почувствовал, что учитель верит в него и принимает таким, каким он является.
Мой субъективный критерий профессии определяется теми принципами, которые я считаю основными для учителя:
- принцип сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия;
- принцип учения на основе открывания нового мира – науки физики;
- принцип максимальной помощи и поддержки ученику в познании и самоутверждении;
- принцип личного учительского примера.
Как много в нашей жизни связано с физикой, ведь мир сегодня – это мир техники и научного прогресса. Физика — одна из высокоинтеллектуальных наук, она формирует мировоззрение, расширяет кругозор, приобщает к миру научного знания и к ценностям культуры, развивает определенный склад мышления.
Учитель физики был, есть и останется главным посредником между большой наукой и подрастающим поколением. Немало людей считают нашу науку бездушной и холодной. Возможно, им не повезло с учителем. И я решила, что нужно в первую очередь заинтересовать учеников предметом.
Я хочу показать ученикам, как красива эта наука и как наполнена её наша жизнь. Если ребёнок в процессе обучения чувствует себя творцом, он мыслит, у него есть стимул двигаться вперёд и быть счастливым. Считаю, что главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для её формирования. Не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою дорогу. Не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а будучи рядом, вовремя подставить плечо, и тогда ребёнок взойдёт на вершину сам.
Дети – лучшие психологи в мире: они прекрасно чувствуют, видят учителя и отражаются в нём как в зеркале. О своем педагогическом кредо я скажу словами Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Я работаю в школе больше 20 лет. Столько всего изменилось за это
время! Технологии развиваются с необычайной скоростью; количество
информации, обрушившейся на головы детей, возросло в разы; сами дети
изменились: они стали более открытыми, более любознательными, не
боятся задавать вопросы и высказывать свое мнение, они по-другому
воспринимают и перерабатывают информацию.
Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, - суть этической культуры учителя. Это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они – важнее всего во всей моей учительской жизни. Их глаза. Их слова. Их сердца.
Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом?
На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь! Но в одном я уверена – я выбрала правильный путь. Мой труд приносит мне радость! Я счастлива от того, что я работаю с детьми!
Да, трудна наша профессия, но велика и награда за труд- щедрые детские сердца, которые дарят мне доверие и признательность. В них я постоянно черпаю силы для непростой, но такой нужной работы.
Каждый день я говорю: «Урок окончен». За ребятами закрывается дверь, слышу удаляющиеся шаги и голоса. Теперь можно расслабиться и спокойно подумать об уходящем дне. Конечно, не все проблемы решены, но это и не важно, мы обязательно с детьми решим их завтра. Я, как обычно, подхожу к окну, гляжу на любимый пейзаж и в очередной раз благодарю судьбу за то, что мне в этой жизни невероятно повезло, ведь я – учитель.
© 2024, Мокина Надежда Сергеевна 125