СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Мои методические находки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, коллеги! Труд учителя многогранен. Каждый несет багаж опыта, накопленный годами. В своей работе я сочетаю различные методы и приемы. Особенно важным считаю работу по крупноблочному методу подачи теоретического материала. Он давно и широко известен.

Учение продуктивно, когда происходит открытие и удивление. Чем удивить наших учеников? Да и возможно ли это? Оказалось можно, самым простым.

Однажды пятиклассница спросила «что такое кордамон, а как он выглядит». На следующий урок я принесла все специи, которые смогла найти, попросила узнать их, записать названия, поработать со словарем иностранных слов, а затем дала домашнее задание слепить на занятиях керамики верблюда, лошадь, корабль и прикрепить к ним магнит. На уроке мы проследили по карте путь в Россию этих специй. Что дала эта работа? Увеличился словарный запас, слова стали узнаваемы в художественном произведении и жизни, появилось новое восприятие произведения, учащиеся получили модель работы со словом. На следующие уроки я принесла травы, цветы. По моей просьбе учителя естественного цикла великолепно сделали свою работу, и для учащихся произведения русских классиков наполнились запахом мелисы, мяты, полыни, сирени, жимолости. А потом возник вопрос, что дальше? Какие проблемы можно разрешить, если заниматься не своим делом.

Тема моего выступления «Формирование надпредметных, метапредметных, межпредметных компетенций посредством вещной детали на уроках литературы»

Коллеги, согласитесь, что это достаточно сложная задача.

К сожалению, у наших учащихся нет представления целостности окружающего мира. А ведь это одна из задач современной школы. И мы, предметники, вроде бы говорим об одном, но по-разному. Мне повезло, 15 лет назад я пришла работать в необычную школу – школу славянской письменности и культуры, в основу концепции которой положена идея национального дома, где вопрос экологии традиционной национальной культуры должен быть тесно связан с экологией окружающей среды. Именно здесь осуществилась моя мечта – работать в команде единомышленников. Сущность подхода к содержанию образования мы определяем триадой принципов, являющихся для нас основой практических действий: принцип индивидуальности (в ученике, учителе, учебном материале должна быть сохранена индивидуальность, как драгоценный дар человека и его творчества); принцип целостности (всякое впечатление не должно прерываться другим впечатление до тех пор, пока оно не закрепилось, не окончило взаимодействия с духовным миром личности); принцип единства типов восприятия (все впечатления должны быть непременно одного типа, а не разнородны или противоположны). Поэтому, когда я предлагаю своим ученикам определить пространственно – временные рамки художественного произведения, они могут использовать свои знания о хронотопе в культуре древних славян, где пространство делится на свое и чужое, на правое и левое, где важно определить границы и центр, симметричность - ассиметричность, а это ещё предмет исследования и физики, и математики, и географии.

Мне стало интересно. Стало интересно моим ученикам. Стало интересно моим коллегам, ведь каждый из нас находит точки соприкосновения своего предмета с другими. Сотрудничество привело к тому, что мы пересмотрели учебные планы, мы знаем, что будем использовать одни приемы и методы.

Что ещё хочется отметить? Самое интересное, что происходит – мы учимся вместе и учим вместе. Создается образовательное пространство, которое позволяет формировать надпредметные компетенции.

Что делаю я? Я оживляю предметы, даю детям возможность почувствовать чудо открытий. Какие предметы-образы я использую? Воздушный шар, струну, булыжник, зеркало, пластилин, соты, крючок, бусы, сеть, платок, зонтик, шкатулку, яйцо, цепочку, веревку, калейдоскоп, обруч, мыльные пузыри, матрешку, стакан.

В моих руках песочные часы – простейший прибор отсчета времени, состоящий из двух сосудов, соединенных узкой горловиной. Между тем – это удивительный предмет. Его форма уникальна. Целый ряд философских понятий можно определить с его помощью: верх и низ; движение и покой; начало и конец; границы и центра; форма человеческого тела; символ бесконечности; жизнь и смерть; колесо времени, а можно представить модель мира: небо-человек – земля. Человек между прошлым и будущим, а ведь здесь есть еще и вертикаль, где сам человек маленькая модель этой вертикали, а это уже космос.

Песок постепенно наполняет сосуд, рыхлая смесь, образовавшаяся в результате разрушения твердых горных пород, и тут не все так просто. Прошли тысячелетия, прежде чем произошло это разрушение, песок – культурный слой, скрывающий от нас массу событий, песок – проводник информации. Он в движении или покое, он востребован или не нужен. Редкая возможность, когда временем руководит человек.

Все эти наблюдения – результат моей совместной деятельности с учащимися. В них определены понятия, которые стали предметом исследования на уроках литературы, русского языка, русской словесности, истории, народоведения, биологии, физики. Успех познания зависит от того, какими средствами мы пользуемся. Конструируя учебную ситуацию, исхожу из того, что мои ученики должны получить знания о знаниях. Известна фраза Паскаля: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.». Взаимодействие человека и природы способствует развитию общечеловеческих способностей, которые всегда и в любой ситуации создают основу для решения всех жизненных задач. Мир широк и многогранен, сложно устроен, все в нем имеет свое глубокое значение: цвет, звук, запах, движение. Привязывая традиционное представление о мире древних славян, мы имеем возможность глубокого погружения мир настоящий.

Не секрет, что большая часть современных школьников – визуалы. Слуховая и моторная память остаются маловостребованными. МНЕ нужен был знак, символ, конкретный предмет, который заставит работать, думать, разбудит детскую фантазию,который станет подсказкой, инструментом действия. Уже в 9 классе при изучении романа «Евгений Онегине» мы глубоко задумываемся чем пахнет время Пушкина. Почему Ольгу сравнивает поэт с цветком лилеи, что за таинственный пучок зари описывает Пушкин

В 10 и 11 классе предметы живой и неживой природы становятся инструментом раскрытия внутренней философии произведения. Можно проследить динамику формирования надпредметных умений: рассуждать по аналогии, делать выводы на основе сравнений и обобщений – и все это на достаточно объемном материале. На уроке в импровизационном режиме решается проблема, и у ученика есть самостоятельность в выборе познавательных ролей и свобода его движения от цели к результату, свобода совести. У каждого есть реальная возможность быть соавтором сценария урока. Отсюда диалог вместо монолога, желание вникнуть в ситуацию вместо пассивного присутствия на уроке. Есть взаимный интерес.

Приведу пример работы с таким простым предметом, как рамка. Я принесла её на урок посвященный творчеству Евгения Замятина. Роман «Мы» достаточно сложное для восприятия школьников произведение. Рамка стала основой для философского наблюдения. Кто-то из детей составил опорный конспект, в основу которого легли представления детей о тоталитарном государстве. Кто-то увидел пустоту в человеческой природе, отсутствие духовности и гуманности. Кто-то построил свои рассуждения, опираясь на символическое и математическое значение квадрата. Мы помним, что герой Замятина Д-503, математик, боготворящий квадратную гармонию. Здесь пригодились знания о культуре чисел: цифра 4 – четыре угла, 4 стороны, 4 времени года, 4 стихии, 4 элемента вкусовых ощущений. Если цифра 3 обозначает гармонию: начало, развитие, конец, то 4 дополнительная устойчивость, стабильность, порядок. В разных языках для обозначения высшего божества употребляются четырехбуквенные слова (сделать слайд). Так возникает иллюзия правильности государственного устройства. Но все помнят, что герой переживает великую операцию по прижиганию мозгового узелка, отвечающего за фантазию. Так порядок превращается в хаос. Вы понимаете, что произошло. Произошла трансформация канона.

Прием скручивания и раскручивания информации позволяет подвести учащихся к мысли о том, что формы подачи и прочтения текста могут быть разнообразны до бесконечности. Использование этого приема помогает формировать у учащихся глубокое восприятие идейно-художественного содержания произведения, дает возможность проявить личностный характер восприятия. Качество речевых умений и навыков возрастает, так как ученику необходимо не только зашифровать идею, но и аргументировано доказать свою мысль, развивается ассоциативное мышление, что помогает формировать метапредметные компетенции.

Что нового? Через предмет образно, зримо, креативно ученики могут решить поставленную перед ними задачу уже известным способом или предложить свой вариант. Веревку использовала на уроках по творчеству Достоевского. Нравственные метания главного героя романа «Преступление и наказание» сложны. Раскольников идет на сделку с совестью. Его мораль – это веревка, которую он отодвигает, каждый раз оправдывая себя. С другой стороны, этот предмет имеет два начала и два конца или начало и конец, духовная смерть и возрождение, а еще петля. Тема семейственности в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». На этот урок я принесла спил дуба. Что увидели мои ученики? Дерево, кольца большие и маленькие, конкретное число, застывшую смолу, генетическую память, отраженную в бесконечности, историю, замкнутость и разомкнутость пространства. Они знают почему так страшно разорвать круг –круг это коло, коловорот, колесо, колобок, его нельзя съесть, тогда разорвется пространство, наступит конец. Безусловно, учащимся не составило труда преломить этот образ под систему семейных гнезд в романе, но при этом из курса народоведения они знают,что человек приходил в жизнь из мира природы, туда же он и возвращался, человек не исчезал, он просто менял телесную оболочку, но по-прежнему оставался частью природы, отсюда тотемное отношение к природе, природа это собеседник. Вспомним внутренний монолог князя Болконского, обращенный к дубу.

Для того чтобы урок прошел успешно всегда планирую индивидуальные задания. С помощью этого добиваюсь прочтения произведения всеми учащимися. Например, при изучении поэмы Блока «Двенадцать» даю такие задания: определить цветовую палитру и найти соответствия с фольклорным представлением о цвете, определить предмет, который выполняет сложную философскую функцию; определить цифровое соответствие поэмы с христианской традицией; твоя трактовка символики поэмы; твой вариант трактовки образа Христа в поэме.

Таким образом, погружение в систему художественного произведения по средствам вещной детали у учащихся формируются надпредметные, метапредметные, межпредметные компетенции и развивается единство типов восприятия: зрительное, фонематическое, пространственное, сложно координированное движение в системе глаз-рука, сложно координированное движение в системе кисти и пальцы рук. Что еще умеют дети? Вдумчиво и бережно относиться к тексту, на основе знаний полученных на уроках гуманитарного и естественного циклов, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность, выбирать направления исследования, анализировать и сопоставлять факты, принимать решения, брать на себя роль лидера, правильно, логично выражать свои мысли, быть убедительными, умение взаимодействовать между собой, уметь учиться. Любить свою природу, родину, язык.

Категория: Литература
13.02.2023 13:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!