СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На протяжении столетий ведутся дискуссии на тему «Что есть истинный учитель?». Многие умы педагогической и философской мысли в своих трудах пытались дать описание этой профессии, раскрыть ее суть.
Моя жизненная философия совпадает с мнением выдающегося русского писателя А.П. Чехова, который считал, что «учитель должен быть артистом, художником, горячо влюблённым в своё дело».
В приведенном изречении А.П. Чехов сравнивает педагога с профессиями уникальными и творческими. Артист и художник – это люди искусства, способные создавать шедевры, обладающими даром делать окружающий мир лучше.
Представьте на минутку: чуть приоткрылась театральная штора – и зал замер в предвкушении необычайного таинства. Подобно этому учитель входит на свой урок, ловя на себе горящие глаза непоседливых учеников. Учитель, как и артист, не боится публики, ведь она является неотъемлемой частью его работы. Искреннее рукоплескание зала после представления и восторженные взгляды учеников, научившихся чему-то новому, – вот подтверждение настоящего успеха, выражение наивысшей благодарности и осознание, что труды не напрасны, что все не зря. Умение мастерски импровизировать, подстраиваться под любые изменения, происходящие вокруг, – еще одна черта, присущая и педагогу, и артисту. Современные учителя способны гибко мыслить, молниеносно продумывать ходы, используя известные и созданные самостоятельно приемы и методы для эффективного достижения цели урока и обучения в целом. Учитель способен управлять вниманием, заинтересовывать, увлекать, направлять, зажигать внутренний огонь, как по волшебству, превращая урок в маленькое путешествие, шоу.
Сопоставление профессии педагога с профессией художника натолкнуло меня на интересные мысли: художник - человек, тонко чувствующий мир, природу, других людей, обладающий безмерно богатым внутренним миром, создающий произведения искусства. Ш-ш…урок… в голове ребенка появляется мысль; слово, улыбка или строгий взгляд учителя подобно мазку яркой краски дополняет кусочек зародившейся в уме ребёнка картины новыми идеями, стремительно развивая интеллект, формируя уникальную личность. Каждым своим жестом, учитель наполняет ученика, пробуждает внутренний потенциал.
Можно продолжать сравнивать артиста и учителя и найти множество различий. Но речь сейчас не о том, чем эти профессии не похожи, а о том, что их роднит. Педагоги, как и люди искусства талантливы, эмоциональны, чувствительны, креативны. Они способны влиять на личность, вдохновлять ее на преодоление страхов, достижение высот, развитие в себе одухотворенного, мыслящего человека, жаждущего найти себя и свое счастье. Этим мыслям созвучны слова доктора педагогических наук Г.А. Китайгородской: «Мастерство педагога проявляется, прежде всего, в силе его воздействия на личность обучаемого, а результат – те изменения, которые происходят в обучаемом».
Однако достижение таких профессиональных высот становится едва ли возможным без одного условия: «быть горячо влюблённым в свое дело», вкладывать душу в работу, чувствовать, что педагогическая деятельность – это то, что является ориентиром в его жизни. Следовательно, в образовании должны работать люди, которые нашли свой смысл жизни в детях, их воспитании, просвещении, обучении навыкам и умениям, необходимым для жизни в этом мире, который мы, учителя, призваны менять к лучшему. Л.Н. Толстой считал: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.».
Валентина Петрова
© 2019, Петрова Валентина Фёдоровна 286