СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе « Я учу детей нового поколения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек выбирает свой жизненный путь в соответствии со своими интересами и потребностями. Кто-то грезит о карьере бизнесмена или политика, кто-то реализует свой творческий потенциал в кулинарии или дизайне, я же посвящаю свое время и силы обучению и воспитанию детей от семи до десяти лет.

С детства я знала, что буду только учителем, любимой была игра в школу: я учила своих младших друзей, проверяла тетради, ставила им отметки. Мне так хотелось поделиться с ними тем, что я уже знаю и умею!

Уже в начале своей педагогической деятельности я определила для себя главные моменты жизненных позиций, которые называю «заповедями учителя»:

- Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников.

- Любить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь.

- Учитель учит до тех пор, пока учится сам.

- Проявлять творчество в организации внеклассной работы.

- Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.

И вот уже тридцать лет я работаю учителем начальных классов в своей родной школе. Трудно было вначале привыкать к тому, что я уже не ученица, решающая любимые задачки и примеры, а человек, которому доверили самое дорогое – ребёнка. Но рядом всегда были мудрые профессионалы своего дела – мои учителя, теперь – коллеги, одной из главных заповедей которых были слова Ш.А. Амонашвили «Не навреди!»

Уже с первых лет работы в школе я знакомилась с инновационными технологиями в обучении и воспитании, изучая специальную методическую и научно – популярную литературу.

В настоящее время в системе образования происходят стремительные перемены. Чем же в итоге должен овладеть ребёнок, выходя из стен начальной школы? Прежде всего – умением учиться. Именно мы, учителя, строим тот фундамент, который является залогом успешного обучения не только в школе, но и фактором успешности на протяжении всей жизни. У ребёнка должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты – ФГОС НОО. Обозначен «портрет выпускника» начальной школы. Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы. В этих условиях встают задачи: как сделать обучение интересным для детей не с внешней стороны, а по сути? Как обеспечить активную позицию учащихся с учётом психологических особенностей их развития? Как сделать знания не самоцелью, а средством формирования развивающейся личности?

Поиск решения этих проблем привёл меня к необходимости использования методов обучения, которые позволяют включить ребёнка в учебно-познавательную деятельность, развить вариативность мышления и творческие способности, обеспечить разноуровневое обучение в условиях психологической комфортности.

Таким методом работы является метод проблемного обучения.

Актуальность данного метода определяется высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что возможно при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций.

В процессе обучения учащихся руководствуюсь системой дидактических принципов проблемного развивающего обучения: три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации самостоятельной учебной деятельности учащихся.

1. Монологический метод изложения.

2. Рассуждающего изложения.

3. Метод диалогического изложения.

4. Метод эвристических заданий.

5. Метод исследовательских заданий.

6.Метод программированных заданий.

Особенности проблемного обучения.

Первая и важнейшая особенность - это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления.

Третья особенность вытекает из закономерностей взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена главным образом наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым учеником воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различие в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождении иных путей их доказательства.

Шестая особенность проблемного обучения состоит в его динамичности (подвижной взаимосвязи его элементов). Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе диалектического закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений материального мира.

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

  • принцип сотворчества,
  • принцип сотрудничества,
  • принцип диалога,
  • принцип личного примера.

Проанализировав свою работу, я пришла к выводу: проблемные уроки эффективны и детям очень нравятся. На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую, творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, готовую к высокому самоанализу, саморазвитию. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребёнок будет более защищён от стрессов и готов к решению проблемных ситуаций.

Стреляева Валентина Петровна.

23.06.2016 21:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!