СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Учитель - свеча, которая светит другим, сгорая сама» (Джованни Руффини)
Учитель? Воспитатель? Чем чаще задумываешься над этими словами, тем чаще вспоминаешь притчу о четырёх свечах. «Четыре свечи горели и таяли. Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. - Я – спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть! – сказала первая, и огонёк этой свечи погас. - Я – вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому, нет смысла мне гореть дальше. - Подул легкий ветерок и загасил вторую свечу. Опечалившись, третья свеча произнесла: - Я - любовь. У меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, кто их любит больше всего, - своих близких. - И это свеча угасла. Вдруг в комнату зашел ребёнок, увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал: - Что вы делаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты! - Произнеся это, он заплакал. – Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи! Я – надежда! - Произнесла четвёртая свеча. Мальчик зажёг три погасшие свечи. В комнате стало светло и уютно». Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвертой свечи учителя. Мне кажется, именно он является надеждой, опорой, наставником для ученика, перед которым ставятся, казалось бы, неразрешимые задачи и проблемы. Со школьного возраста хотела быть учителем. Перед глазами каждый день были учителя, на которых хотелось быть похожей, которые в трудную минуту протягивали руку помощи, которые знали ответы, на казалось бы, не разрешимые вопросы, которые были наставниками и друзьямь (Лашук Ольга Максимовна, Бутрик Зоя Павловна, Маслова Зоя Ильинична, Лашук Валерий Иванович, Охремчук Татьяна Павловна). Учась в старших классах, проводила уроки в дни самоуправления по руководством учителей-наставников, всё больше убеждаясь, что в будущем не смогу жить без школьных звонков. Школа – это удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый день – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать и тратить время на пустое, где все время надо торопиться успеть, где надо спешить дарить людям, окружающим тебя, свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое и не опоздать. Поэтому в школе живут и работают только самые стойкие, самые терпеливые, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди – учителя, часто готовые на самопожертвование. Так был определен выбор будущей профессии. А потом все завертелось, полетело: учеба, труд, снова учеба, курсы… 1 сентября. 24 года. Каждый год ждешь и волнуешься, как в первый раз, когда переступала порог школы. Каждый раз думаешь: как в этом году сложатся отношения с детьми и их родителями, как сделать так, чтобы ребятам было интересно изучать твой предмет, какие методы и приёмы использовать… Вопросов больше, чем ответов. Каждый год вновь и вновь ищешь ответы на них. Дети! Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменяюсь сама. Как же стать настоящим учителем? Как сделать так, чтобы ребятам на моих уроках было интересно, чтобы моё стремление дать им частичку знаний, отзывалось в их душах желанием эти знания получить, применить их в жизни? А еще, что немаловажно, как сделать так, чтобы ребята росли добрыми, отзывчивыми, порядочными людьми? Как воспитать их настоящими людьми? Ведь обучение без воспитания немыслимо! «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей… Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» - говорил Л. Н. Толстой. Прочитав эти слова, я поняла, что, обучая и воспитывая других, должна учиться сама, совершенствоваться, постоянно идти вперед. 24 года работы с детьми. Это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий. Сегодня понимаю, что надо осваивать новые программы, изучать новую технику. В разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. И мне нравиться учиться, узнавать новое, применять на практике. Ведь учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Какие же значимые качества должны быть у учителя? Почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Поэтому нужно уметь встать на уровень ученика и вместе с ним подняться наверх. Приходя на урок, общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена, ребята особенно остро её чувствуют. Быть честным, искренним, открытым должен быть учитель. Педагог должен способствовать развитию способностей ребенка осознавать себя личностью, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для того, чтобы каждый ребенок смог раскрыть свои возможности – еще одно необходимое требование к учителю. Если ученики работают увлеченно, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, если работают над проектами, находят интересные темы для исследования - значит, я смогла их заинтересовать, у меня получилось. Умение увлечь, заинтересовать учеников своим предметом, мне кажется, и есть педагогическое мастерство. Сотрудничество. Не навязывать ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Должна ли быть дистанция между учителем и учеником? Должна, но не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – уважение. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит, есть оно – сотрудничество. Все это и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить вновь и вновь в класс. Когда сам педагог горит, только тогда он может зажечь своих учеников. Одних знаний для этого мало. Нужно именно гореть! Время пролетает неумолимо быстро. И вот уже звучит последний школьный звонок, наступает пора расставания. Расстаюсь, каждый год с выпускниками трудно, в каждого вложена частичка души. А потом всегда радуюсь встречам с выпускниками, их звонкам. Значит, они помнят! Значит, я трудилась не зря! Мне нравится моя работа, моя профессия, и думаю, я не ошиблась в своём выборе. Я должна идти в ногу со временем - использовать в своей работе инновации, должна совершенствоваться, не стоять на месте. И тогда в сердце поселяться и спокойствие, и вера, и любовь, а свеча надежды не сгорит дотла.
© 2015, Ничепуренко Оксана Анатольевна 4517