СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этикет в православной среде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто мы задумываемся над тем, как поздороваться, как обратиться и как извиниться, если мы обща­емся с близкими людьми. Но, по­падая в непривычную ситуацию, многие испытывают неловкость от того, что не знают, как корректно себя вести.

В каждом коллективе, молодёж­ной или социальной группе, этносе на протяжении времени складыва­ются определённые нормы поведе­ния, в том числе и речевые форму­лы приветствия, прощания, прось­бы, благодарности, извинения, по­здравления и т. д. В православной среде тоже существуют характер­ные, свойственные этому социуму этикетные особенности и правила.

Официальная формула именова­ния священнослужителей отличает­ся от светского способа называния по имени, отчеству, фамилии. В церковной среде принято следую­щее правило: имя в канонической форме (Сергий, Алексий и т. п.) без отчества и фамилия обязательно со­единяется с нарицательным суще­ствительным, указывающим на сан. Каноническая форма имени соответствует той, которая зафиксирована в святцах, и фактически является церковнославянской.

Чтобы избежать «коммуникатив­ных неудач» при обращении к свя­щеннослужителям, надо знать, что в официальных ситуациях к ди­акону и священнику (иерею) при­нято обращаться Ваше преподобие, к протодиакону и протоиерею (стар­шему диакону и иерею) – Ваше высокопреподобие, к епископу и архиепископу – Ваше Преосвящен­ство, к митрополиту Ваше Высокопреосвященство, к патриарху Ваше Святейшество. В официаль­ной церковной хронике встречает­ся и обращение Ваше Блаженство. Так обращаются к митрополитам и архиепископам, возглавляющим отдельные Церкви, например Американскую Православную Церковь и т. д. Так, в Обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу 100-летия Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании читаем: «Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе владыка митрополит Герман, Ваши Высокопреосвященства, Пре­освященства, всечестные отцы, доро­гие братья и сестры!»

В неофициальных ситуациях к диакону и священнику норматив­ным является обращение отец и полное каноническое имя без отче­ства (отец Александр), к митропо­литу, архиепископу и епископу – владыка (владыка Арсений). Если имени священника вы не знаете и не у кого спросить, можно произ­нести батюшка и изложить свою просьбу или задать вопрос. Сейчас это общепринятое, нейтральное об­ращение в церковной среде. Следу­ет заметить, что обращение святой отец – это католическая традиция, не принятая у православных.

Иногда необходимо письменно об­ратиться к священнослужителям. В таких случаях, указывая адреса­та, пишут: «Его Высокопреподобию протоиерею…». Прямое обращение может выглядеть так: «Ваше Высо­копреподобие, досточтимый отец Александр!». При обращении к представителю «белого духовен­ства» после имени пишут фамилию. Обращение к представителю «чёр­ного духовенства», т. е. к монаше­ствующим, может выглядеть так: «Его Высокопреосвященству Мит­рополиту Крутицкому и Коломен­скому.» К Патриарху принято обращаться следующим образом: «Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси. Ваше Святейшество!»

По христианскому учению, цер­ковь, прихожане – это одна семья. Поэтому в наименовании лиц при обращении часто используются тер­мины родства. Верующие люди об­щаются между собой в храме, в дру­гой неформальной обстановке, обычно называя друг друга по име­ни. Незнакомую женщину в зави­симости от возраста можно назвать сестрой или матушкой. Матушкой называют и жену священни­ка. К пожилому мужчине уместно обращение отец. Мирянина назвать батюшкой будет нарушением эти­кетной нормы. К молодому мужчи­не правила церковного благочестия рекомендуют обращаться брат. Об­щепринятым является общее обращение Дорогие братья и сестры, но вот персональное обращение брат, к конкретному лицу – ред­кость.

В зависимости от социальной роли собеседников, степени знакомства и близости выбирается обращение на Ты или на Вы. Это особая тема для обсуждения, поскольку к Гос­поду, Богородице, святым в своих молитвах, канонических и личных, люди обращаются на Ты, подчёрки­вая особые, сыновние, дочерние от­ношения. Но к высокопоставлен­ным иерархам церкви принято об­ращаться на Вы. Лица равного по­ложения между собой обычно вы­бирают форму Ты.

Подробнее остановимся на этикетных формулах, которые каждый человек многократно употребляет ежедневно.

Православные приветствуют друг друга словами: С праздником/; Радость моя!; Мир вам!; С воскрес­ным днём!; Со святым вечером; Поклон вам; Мир вашему дому! Последняя фраза является цитатой из Евангелия от Матфея (Мф.: 10, 12). Приветствие, обращённое к свя­щеннику, часто ограничивается просьбой благословить: Благослови­те, отче! Отмечаются также невербальные формы приветствия, напри­мер поклон (молча).

Часто, особенно в воскресенье, привычное Здравствуйте! или Доб­рый день! заменяется репликой С праздником! Дело в том, что поня­тие праздника очень важно для ре­лигиозного сознания. Если открыть церковный календарь, то легко убе­диться в том, что каждый день от­мечен каким-либо праздником, не обязательно большим общецерков­ным (Рождество, Пасха, Благовещение и др.), но и поминовением про­славленных святых.

При прощании говорят: До сви­дания, просим ваших молитв; с Бо­гом; Господь с тобою; Иди с миром и т. д.

Одна из особенностей православ­ного этикета состоит в том, что фор­мулы приветствия и прощания мо­гут совпадать: С праздником!; Кла­няюсь вам! В пасхальные дни Хри­стос воскресе! с ответной репликой Воистину воскресе! уместны и ши­рокоупотребительны как при встре­че, так и при расставании.

Поздравление: С праздником!; С воскресным днём!; С днём Анге­ла! Верующие люди часто отмеча­ют не только дни рождения, но и именины, т. е. день памяти тезо­именитого святого. А некоторые предпочитают праздновать только именины. Современные выражения С именинами, С именинником вос­ходят именно к этой традиции, ко­торая широко была распространена на Руси.

Священников также принято по­здравлять с хиротонией, т.е. с при­нятием священнического или мона­шеского сана.

Пожелание чаще всего выража­ется словами: Помощи Божией; Дай тебе Господь всякого на земле бла­гополучия; Храни тебя Господь и Пречистая Матерь и мн. др. А про­вожая, желают Ангела в дорогу. Вос­питанные люди во время еды жела­ют друг другу Приятного аппети­та. В православной среде скажут: Ангела за трапезой, а в ответ услы­шат: Невидимый предстоит.

Этикетный жанр знакомства достаточно традиционен и во мно­гом совпадает со светским ритуалом представления и типичными для этого случая речевыми формулами. Но встречаются и характерные фра­зы; например: Давай познакомим­ся и будем дружить во имя Госпо­да. Другой интересный пример зна­комства находим в книге «Слово истины» о почитаемом российском старце отце Николае Гурьянове: «– Матушка, а это Ю. А. Ш. – глава областного законодательного собра­ния. – Очень приятно. Помоги, Гос­поди! – ответила келейница».

Словосочетание Помоги, Господи! очень важно для ментальности ве­рующих. Оно встречается в самых разных речевых жанрах: привет­ствия, знакомства, просьбы, благо­дарности, пожелания, часто как до­полнение к основной фразе.

Просьба чаще всего выражает­ся зачином: Благословите (начало просьбы, обращённой к священни­ку или старшему по возрасту); По­могите Христа ради. Помощь ока­зывается всегда Во славу Божию. Именно эти слова произносят вмес­то привычного Пожалуйста.

Совет обычно даётся в очень ос­торожной форме, часто с привлече­нием цитат из Священного Писа­ния или со ссылкой на авторитет­ный источник: «Вспоминаются слова св. отца Н. …; Апостол Павел говорит…; Старец Ам­вросий Оптинский говорил…»

Цель такого многословного вступ­ления – не обидеть того, кому со­вет адресован.

Благодарность: Спаси, Хрис­тос!; Спаси, Господи!; Благодарст­вую. Эти и подобные слова благо­дарности свидетельствуют о том, что человек не только благодарит, но и желает спасения души своему благодетелю. Спасение души – это смысл земной жизни каждого че­ловека. Наше современное спаси­бо восходит к словосочетанию Спа­си Бог с тем же пожеланием, но внутренняя форма лексемы прак­тически утратила смысл, большин­ство людей произносят вежливое слово автоматически. Поэтому в православной среде активизирова­лась фраза Спаси, Господи! и её производные.

Извинение: Простите Христа ради! В ответ уместна реплика: Гос­подь простит, и я прощаю. Такой диалог типичен не только в Прощё­ное воскресение, когда, накануне Великого поста, все просят друг у друга прощения, но и во все дни года.

Православный речевой этикет складывался долго, и многое оказа­лось утраченным. Сейчас постепен­но возрождаются и нормы поведе­ния, и речевой этикет, обусловлен­ные теоцентрическим мировоззре­нием.

На прощание пожелаем всем Многая и благая лета!

Источник: Бугаева И. В. Этикет в православной среде // Русский язык в школе и дома. 2007. – № 2. – С. 16–18.

Категория: Русский язык
13.06.2017 20:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей