СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физический эксперимент — средство развития познавательных и творческих способностей учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физический эксперимент — средство развития познавательных и творческих способностей учащихся

В процессе обучения физике большая роль отводится фронтальным экспериментальным заданиям, которые представляют собой кратковременные лабораторные работы, которые выполняются одновременно всеми учащимися класса под руководством учителя. Во-первых, эксперимент является методом исследования физических явлений, обеспечивающим научность школьного курса, и средством наглядности. Во-вторых, эксперимент способствует формированию у учащихся основных понятий, законов, теорий, развитию мышления, самостоятельности, практических умений и навыков, в том числе умений наблюдать физические явления, выполнять простые опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы. В ходе выполнения фронтальных экспериментальных заданий происходит овладение методами научного познания и формирование на этой основе научного мировозрения как базы для развития познавательных и творческих способностей.

В своей работе я использую следующие виды заданий:

• наблюдение и изучение явлений; • наблюдение и изучение свойств тел; • изучение устройства, действия измерительных приборов и правил обращения с ними; • измерение физических величин; • наблюдение зависимостей между физическими величинами; • опыты, подтверждающие физические законы.

Например, при изучении испарения в 7 классе предлагаю следующее фронтальное экспериментальное задание:

Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади ее свободной поверхности, температуры

Приборы и материалы: 1) стакан с водой, 2) пипетка со спиртом, 3) пипетка, 4) листы бумаги — 2 шт., 5) веер бумажный.

Задание: определить, от чего зависит скорость испарения жидкости.

Наиболее сильные учащиеся самостоятельно разрабатывают план выполнения работы, проводят необходимые опыты и делают выводы. Учащиеся, испытывающие затруднения в выполнении работы, анализируют задание вместе с учителем, а затем выполняют его по инструкции:

1. Нанесите пипеткой на лист бумаги по капле воды, спирта и наблюдайте за их испарением. Какая жидкость испаряется быстрее?

2. Нанесите пипеткой по капле спирта на разные листы бумаги и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого расположите один лист бумаги вертикально, чтобы капля растеклась по нему. Наблюдайте за испарением капель. Какая капля испарилась быстрее?

3. Нанесите пипеткой по капле спирта на ладонь и лист бумаги. Какая капля испарилась быстрее? С чем это связано?

4. Нанесите пипеткой по капле спирта на два листа бумаги. Один лист отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером до полного высыхания капли. Какая капля испарилась быстрее? Почему?

5. Сформулируйте вывод: от чего зависит скорость испарения жидкости.

Такие задания соответствуют познавательным возможностям учащихся, усложняются постепенно, что способствует поэтапному формированию системы знаний, умений и навыков учащихся. Активизация мыслительной деятельности достигается путем постановки соответствующих вопросов в ходе выполнения заданий.

В работе с малым коллективом не должно быть однообразия. Также и результативность учебного процесса может быть повышена за счет использования различных форм организации учебных занятий, различных видов деятельности. В своей работе я стараюсь использовать такие виды работ, которые пробуждают у детей интерес к предмету, развивают их познавательные и творческие способности.

К уроку подбирается 10-12 заданий, находящихся в какой-то логической связи. По каждому заданию подбираются приборы (на одном столе приборы для выполнения одного задания). На каждом столе есть краткая инструкция к работе. Со списком работ ученики знакомятся на предыдущем уроке, чтобы дома повторить теоретический материал. В начале урока учитель проводит краткий инструктаж (4-5 мин.)

Наблюдения, которые проводят учащиеся на одном рабочем месте, занимают 4-5 минут. За это время ребята успевают ознакомиться с инструкцией, проделать необходимые опыты и наблюдения, в черновике сделать краткую запись. Через 4-5 минут по команде учителя ученики пересаживаются на следующее место и т. д.

Пример заданий для урока опытов (7 класс):

1. Определение цены деления измерительных приборов. 2. Сжимаемость газов. Свойства газов. 3. Расширение тел при нагревании. 4. Модель хаотического движения молекул. 5. Диффузия в жидкостях и газах. Зависимость скорости диффузии от температуры. 6. Сцепление свинцовых цилиндров. 7. Изучение свойств жидкостей. 8. Определение скорости равномерного движения тела. 9. Изменение скорости тел при взаимодействии.

Физический эксперимент — средство развития познавательных и творческих способностей учащихся

В процессе обучения физике большая роль отводится фронтальным экспериментальным заданиям, которые представляют собой кратковременные лабораторные работы, которые выполняются одновременно всеми учащимися класса под руководством учителя. Во-первых, эксперимент является методом исследования физических явлений, обеспечивающим научность школьного курса, и средством наглядности. Во-вторых, эксперимент способствует формированию у учащихся основных понятий, законов, теорий, развитию мышления, самостоятельности, практических умений и навыков, в том числе умений наблюдать физические явления, выполнять простые опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы. В ходе выполнения фронтальных экспериментальных заданий происходит овладение методами научного познания и формирование на этой основе научного мировозрения как базы для развития познавательных и творческих способностей.

В своей работе я использую следующие виды заданий:

• наблюдение и изучение явлений; • наблюдение и изучение свойств тел; • изучение устройства, действия измерительных приборов и правил обращения с ними; • измерение физических величин; • наблюдение зависимостей между физическими величинами; • опыты, подтверждающие физические законы.

Например, при изучении испарения в 7 классе предлагаю следующее фронтальное экспериментальное задание:

Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади ее свободной поверхности, температуры

Приборы и материалы: 1) стакан с водой, 2) пипетка со спиртом, 3) пипетка, 4) листы бумаги — 2 шт., 5) веер бумажный.

Задание: определить, от чего зависит скорость испарения жидкости.

Наиболее сильные учащиеся самостоятельно разрабатывают план выполнения работы, проводят необходимые опыты и делают выводы. Учащиеся, испытывающие затруднения в выполнении работы, анализируют задание вместе с учителем, а затем выполняют его по инструкции:

1. Нанесите пипеткой на лист бумаги по капле воды, спирта и наблюдайте за их испарением. Какая жидкость испаряется быстрее?

2. Нанесите пипеткой по капле спирта на разные листы бумаги и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого расположите один лист бумаги вертикально, чтобы капля растеклась по нему. Наблюдайте за испарением капель. Какая капля испарилась быстрее?

3. Нанесите пипеткой по капле спирта на ладонь и лист бумаги. Какая капля испарилась быстрее? С чем это связано?

4. Нанесите пипеткой по капле спирта на два листа бумаги. Один лист отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером до полного высыхания капли. Какая капля испарилась быстрее? Почему?

5. Сформулируйте вывод: от чего зависит скорость испарения жидкости.

Такие задания соответствуют познавательным возможностям учащихся, усложняются постепенно, что способствует поэтапному формированию системы знаний, умений и навыков учащихся. Активизация мыслительной деятельности достигается путем постановки соответствующих вопросов в ходе выполнения заданий.

В работе с малым коллективом не должно быть однообразия. Также и результативность учебного процесса может быть повышена за счет использования различных форм организации учебных занятий, различных видов деятельности. В своей работе я стараюсь использовать такие виды работ, которые пробуждают у детей интерес к предмету, развивают их познавательные и творческие способности.

К уроку подбирается 10-12 заданий, находящихся в какой-то логической связи. По каждому заданию подбираются приборы (на одном столе приборы для выполнения одного задания). На каждом столе есть краткая инструкция к работе. Со списком работ ученики знакомятся на предыдущем уроке, чтобы дома повторить теоретический материал. В начале урока учитель проводит краткий инструктаж (4-5 мин.)

Наблюдения, которые проводят учащиеся на одном рабочем месте, занимают 4-5 минут. За это время ребята успевают ознакомиться с инструкцией, проделать необходимые опыты и наблюдения, в черновике сделать краткую запись. Через 4-5 минут по команде учителя ученики пересаживаются на следующее место и т. д.

Пример заданий для урока опытов (7 класс):

1. Определение цены деления измерительных приборов. 2. Сжимаемость газов. Свойства газов. 3. Расширение тел при нагревании. 4. Модель хаотического движения молекул. 5. Диффузия в жидкостях и газах. Зависимость скорости диффузии от температуры. 6. Сцепление свинцовых цилиндров. 7. Изучение свойств жидкостей. 8. Определение скорости равномерного движения тела. 9. Изменение скорости тел при взаимодействии.

25.11.2022 11:35


Рекомендуем курсы ПК и ПП