СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Курс литературного краеведения закладывает основы формирования у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии своего региона, способствует формированию личности, которая могла бы ставить целью своей деятельности развитие и процветание родного края, формирует нравственные представления младших школьников.
Главная цель работы с использованием краеведения на уроках литературного чтения в начальной школе - интеграция учебного материала по литературному чтению с краеведческим с целью формирования у учащихся чувства единения с родной землёй, природой, интереса к истории края, воспитание ответственного отношения к проблемам своего края, что способствует формированию у младших школьников нравственных представлений.
При использовании краеведения на уроках литературного чтения предусматривается решение следующих задач:
- образовательные – дать учащимся знания по истории города на уроках литературного чтения;
- развивающие – совершенствовать умения и навыки учащихся работать с дополнительной литературой, развивать кругозор, память, внимание, культуру речи;
- воспитательные – приобщать учащихся и их родителей к истории родного края, вызывать у них интерес к событиям, людям, явлениям своей малой родины, показывать полезность их поисковой деятельности.
Курс литературного чтения предусматривает изучение краеведческого материала. В содержании этих уроков, воспитывающих любовь к родному краю, народный дух, народная мудрость, любовь к родному многовековому городу. Разрабатывая данную систему, я исходила из того, что отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность, пробрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его потенциалом. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру.
При знакомстве с небылицами, считалками, загадками, скороговорками используются фольклорные материалы Брянской области. Их язык понятен, доступен, интересен младшим школьникам.
Работая на уроках литературного чтения по теме «О тебе моя Родина», в круг изучаемых произведений включаются стихотворения Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого. Эти произведения формируют у детей чувство гордости за свою малую родину.
С целью воспитания чувства любви и бережного отношения к природе родного края, наряду с программным и материалами анализируются и сравниваются произведения М.Пришвина, К.Г.Паустовского и других авторов, творчество которых связано с Брянским краем:
- «Кладовая Солнца» М.Пришвина.
- «Заячьи лапы», «Стальное колечко» К.Г.Паустовского.
Огромным потенциалом в формировании нравственных представлений младших школьников средствами краеведения обладает внеурочная деятельность.
По мнению Л.К.Байковой, «внеурочную деятельность можно классифицировать по степени систематичности организации деятельности младших школьников:
- разовые формы работ: конкурсы, викторины, конференции, олимпиады;
- системные: выпуск газет, проектные работы, экскурсии, театрализованные представления, факультативные занятия, краеведческие объединения обучающихся.
Все они организуются и проводятся однократно (или несколько раз) в течение учебного года. Главная цель: развить у обучающихся интерес к предмету, региону. Подготовка и проведение конкурсов способствует развитию знаний младших школьников, формированию умений работы и общения в коллективе. Тематика конкурсов может касаться любых вопросов жизни края.»
В своих работах она указывает на то, что «Формы массовой краеведческой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая краеведческая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра, основанные на знании обучающимися своего края, требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, утренников лишь часть школьников выступают в качестве исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее, от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой краеведческой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, событиям, связанным с прошлым и настоящим своего края. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны и края, стимулируют детскую активность, развивают инициативу.»
По мнению Л.К.Байковой, «Внеклассная работа способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. Разнообразие форм и методов организации краеведческой работы во внеурочное время позволяет сохранить и повысить активность обучающихся, их интерес к предмету. Применение современных технологий, в том числе, метода проектов, исследовательской деятельности, формирует у младших школьников умения самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.»
Такая работа способствует приобщению детей к поиску дополнительной литературы, умению найти нужное, развитию памяти, расширению читательского кругозора, выразительности чтения.
Под руководством учителя учащиеся пытаются найти ответы на вопросы о теме и главной мысли этих произведений; рассуждают имеем ли мы право полновластно использовать природу, как должен вести себя человек в природе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование краеведения на уроках литературного чтения способствует формированию у младших школьников нравственных представлений.
Раскрывая сущность самого процесса воспитания, назначение, которого заключается в формировании нравственности человека – его внутреннего и духовного мира, мы видим его проявление в системе эмоционально-ценностных отношений человека к окружающему миру и к самому себе. К сожалению, еще в недалеком прошлом, разложив воспитание на такие отдельные составляющие, как интеллектуальное (умственное), эстетическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание и т.д. (сегодня этих составляющих можно перечислить более двадцати пяти), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира.
© 2023, Зубарева Ангелина Александровна 166