СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Т.А. Кулакова
…Москва
В статье характеризуются теоретические основы формирования познавательного интереса у младших подростков, а также приводятся результаты его диагностики и рекомендации по совершенствованию познавательного интереса на уроках музыки.
FORMATION OF INFORMATIVE INTEREST
YOUNGER TEENAGERS AT MUSIC LESSONS
T. A. Kulakov
…Moscow
The article describes the theoretical foundations of the formation of cognitive interest in younger adolescents, as well as the results of its diagnosis and recommendations for improving cognitive interest in music lessons.
В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года перспективы мировой экономики характеризуются как консервативный рост, который будет определяться темпами научно-технического прогресса и возможностями использования капитальных и человеческих ресурсов. Следовательно, современная школа должна стать центром интеллектуального и духовного развития ребенка. Но в настоящее время наблюдается смещение фокуса внимания обучающихся от познания к развлечениям. Поэтому одной из ключевых проблем педагогики на современной этапе становится активизация познавательных интересов детей. Стремление школьника к познанию – залог высокого качества обучения и обязательное условие его перехода к самообразованию и саморазвитию.
Переломным моментом в проявлении познавательного интереса является подростковый возраст. Задача сохранения интереса подростков к познанию является первоочередной для всех специалистов школы, независимо от преподаваемого предмета. Однако, налицо недооценка развивающей роли творческих дисциплин, в том числе музыки. Поэтому переосмысление их возможностей с учетом современной экономической и социокультурной ситуации актуально.
Анализ литературы показал, что на данный момент познавательный интерес является одним из самых изучаемых явлений, но не имеет однозначного толкования. Наиболее разработанной можно считать теорию интереса, развиваемую в рамках теории учебной деятельности. Независимо от подхода к понимаю его сущности, познавательный интерес способствует встречному движению обучающегося к обучающему, которое необходимо для успешного процесса учения.
Факторами, условно препятствующими возникновению познавательного интереса в подростковом возрасте, являются, глобальные физиологические
изменения и смена ведущего вида деятельности (преобладание значимости общения перед учением). В свою очередь, развитию познавательных интересов детей 12-14 лет способствует созревание их мышления, интеллектуализация всей познавательной сферы, формирование чувства взрослости, переход общения на новый уровень.
Основными особенностями познавательных интересов младших подростков является их широта, сила и непостоянство. Существует несколько подходов к определению видов интересов подростков. Особого внимания заслуживают теории о связи вида интереса с акцентуацией характера ребенка. Очевидно, что круг интересов подростка также определяет направление его дальнейшего онтогенетического развития. Поэтому масштабы влияния личности педагога и среды на отношение ребенка к процессу познания, а также на наличие у него познавательного интереса очень велики.
Сегодня в развитии познавательного интереса младших подростков на уроках музыки акцент переносится на собственную деятельность обучающихся по поиску, осознанию и переработке новых знаний. При этом образованность, понимаемая не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера, высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль играли бы не традиционная трансляция знаний, а создание условий для максимально возможного формирования конкретной личности.
Для диагностики познавательных интересов младших подростков на уроках музыки использовалась анкета, разработанная автором данной статьи.
Диагностика показала наличие следующих особенностей познавательного интереса младших подростков: недостаточно выраженный интерес к урокам музыки как источнику новых впечатлений; стихийная активность обучающихся на уроках музыки; ограниченность видов деятельности, связанных с музыкой, слушанием, пением и танцами; существенная недооценка классической музыки; однообразие и примитивизм источников информации о музыке; слабая посещаемость концертов, прежде всего, концертов классической музыки; незначительный объем времени, уделяемый музыке по сравнению с другими видами деятельности.
Для ликвидации выявленных недостатков была предложена программа мероприятий, сущность которых состоит в повышении квалификации педагога по музыке; привлечении детей к ведению урока и выбору музыкального материала; развитии их вкуса за счет коллективного посещения концертов с последующим их обсуждением; привлечении как можно большего количества обучающихся к участию в концертах, творческих конкурсах и другое.
Литература
1. Мордова, З.П. Основы формирования познавательной музыкальной потребности школьника-подростка [Текст] / З.П. Мордова. – М.: Кнорус, 2014. – 124 с.
2. Чугунова, К.А. Познавательный интерес в подростковом возрасте [Текст] / К.А. Чугунова, Е.В. Якунина // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 963-965.
© 2020, Кулакова Татьяна Александровна 335