СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование умений аргументации при подготовке школьников к итоговому сочинению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умений аргументации при подготовке школьников к итоговому сочинению

Итоговое сочинение является допуском к Единому государственному экзамену. Проводится с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Если говорить про специфику итогового сочинения, то включает в себя метапредметность и литературоцентричность.

Метапредметность: - умение излагать свои мысли в письменной форме;

- умение строить рассуждение;

- умение аргументировать собственное мнение.

Итоговое сочинение также носит литературоцентричный характер, следовательно, в рамках выбранной темы выпускникам необходимо не только сформулировать свою позицию, но и аргументировать её на основе произведения литературы на выбор. Это непростая задача, так как современные школьники мало читают. Следует отметить, что развитие читательской компетентности – умение использовать тексты разных стилей для работы над сочинением – это первоочередная задача.

Для успешного написания сочинения необходимо развивать следующие умения:

- рассуждать на предложенную тему, выбирать путь ее раскрытия;

- использовать литературный материал для построения письменного высказывания и для аргументации своей позиции;

- моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы;

- точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции.

Подготовка школьников к итоговому сочинению будет успешной, если начать её с 5 класса.

Так например, на уроках литературы и развития речи в основной школе можно предложить для анализа текста-образца задания, связанные с развитием умений смыслового чтения, например:

1) определить адресата текста-образца и целевую установку автора;

2) выявить ключевые слова в заголовке текста-образца и в нем самом сформулировать цель анализа текста-образца в зависимости от коммуникативной задачи,

3) указать его проблему и главную мысль;

4) дать оценку его логическому и композиционному замыслу (вступление, основная часть, заключение) и выявить смысловые связи между вступлением и заключением;

5) определить границы логико-смысловых фрагментов основной части (тезис – аргумент – примеры – вывод) и дать им оценку, найдя в тексте-образце основную и второстепенную информацию;

6) оценить отбор лексики, сочетаемость слов, роль риторических приемов.

Сочинение требует от школьника умения думать, говорить, грамотно и последовательно излагать свои мысли, поэтому работу по подготовке учащихся к написанию сочинения начинаю с отработки структуры сочинения-рассуждения, в котором основная часть включает себя аргументы. С основной школы учащиеся должны знать, что аргументы должны быть четко связаны друг с другом, должны раскрывать мысль, заложенную в тезисе.

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

  • обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр;
  • его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Используем речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает. Почему нельзя просто написать: "герой пошёл туда-то, сделал то-то"? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
  • промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Виды аргументов:

1) Частичный пересказ. Использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы.

2). Характеристика литературного героя. Необходимо выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать детали жизни и судьбы героя, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа

3) Актуализация проблематики произведения. Важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме.

4) Обращение к системе образов произведения. Из системы образов должны быть выбраны главные и второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию; пересказ фрагментов должен сопровождаться оцнкками и комментариями в русле темы.

5) Сопоставление героев и фрагментов разных произведений. В итоговом сочинении можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений; нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрирую знания текста и не аргументирую выдвинутых тезисов, нужно обязательо найти основания для их сопоставления.

Категория: Русский язык
11.01.2019 18:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!