СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование умений аргументации при подготовке школьников к итоговому сочинению
Итоговое сочинение является допуском к Единому государственному экзамену. Проводится с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Если говорить про специфику итогового сочинения, то включает в себя метапредметность и литературоцентричность.
Метапредметность: - умение излагать свои мысли в письменной форме;
- умение строить рассуждение;
- умение аргументировать собственное мнение.
Итоговое сочинение также носит литературоцентричный характер, следовательно, в рамках выбранной темы выпускникам необходимо не только сформулировать свою позицию, но и аргументировать её на основе произведения литературы на выбор. Это непростая задача, так как современные школьники мало читают. Следует отметить, что развитие читательской компетентности – умение использовать тексты разных стилей для работы над сочинением – это первоочередная задача.
Для успешного написания сочинения необходимо развивать следующие умения:
- рассуждать на предложенную тему, выбирать путь ее раскрытия;
- использовать литературный материал для построения письменного высказывания и для аргументации своей позиции;
- моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы;
- точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции.
Подготовка школьников к итоговому сочинению будет успешной, если начать её с 5 класса.
Так например, на уроках литературы и развития речи в основной школе можно предложить для анализа текста-образца задания, связанные с развитием умений смыслового чтения, например:
1) определить адресата текста-образца и целевую установку автора;
2) выявить ключевые слова в заголовке текста-образца и в нем самом сформулировать цель анализа текста-образца в зависимости от коммуникативной задачи,
3) указать его проблему и главную мысль;
4) дать оценку его логическому и композиционному замыслу (вступление, основная часть, заключение) и выявить смысловые связи между вступлением и заключением;
5) определить границы логико-смысловых фрагментов основной части (тезис – аргумент – примеры – вывод) и дать им оценку, найдя в тексте-образце основную и второстепенную информацию;
6) оценить отбор лексики, сочетаемость слов, роль риторических приемов.
Сочинение требует от школьника умения думать, говорить, грамотно и последовательно излагать свои мысли, поэтому работу по подготовке учащихся к написанию сочинения начинаю с отработки структуры сочинения-рассуждения, в котором основная часть включает себя аргументы. С основной школы учащиеся должны знать, что аргументы должны быть четко связаны друг с другом, должны раскрывать мысль, заложенную в тезисе.
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Виды аргументов:
1) Частичный пересказ. Использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы.
2). Характеристика литературного героя. Необходимо выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать детали жизни и судьбы героя, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа
3) Актуализация проблематики произведения. Важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме.
4) Обращение к системе образов произведения. Из системы образов должны быть выбраны главные и второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию; пересказ фрагментов должен сопровождаться оцнкками и комментариями в русле темы.
5) Сопоставление героев и фрагментов разных произведений. В итоговом сочинении можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений; нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрирую знания текста и не аргументирую выдвинутых тезисов, нужно обязательо найти основания для их сопоставления.
© 2019, Асанова Антонина Анатольевна 450