СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование гражданской личности в условиях современной школы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.М.Пенкина,

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 им. М.Ю.Лермонтова

г. Пятигорск.

«Формирование гражданской личности в условиях современной школы».

Для того чтобы молодые люди – выпускники смогли сделать правильный выбор в жизни, им необходимо разобраться в современной истории научиться понимать и оценивать прошлое.

Мир противоречив: с одной стороны - перемены в науке и технике изменили качество и образ жизни миллионов людей, человек проник в космос, в глубину живой клетки, с другой стороны – религиозный фанатизм и межэтнические столкновения как и сто лет назад, а из нового - технологические катастрофы. Величайшие достижения и трагедии, добро и зло переплелись. Как осмыслить это старшекласснику, чтобы избежать ошибок? Размышления об этом подтолкнули к выбору такого направления в работе нашей школы как гражданско- патриотическое образование школьников.

В«Концепции 2020» провозглашена стратегия современного образования «…главным результатом модернизации должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития для адаптации к быстро меняющимся условиям жизни…», она и стала целью государственной политики в области образования. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственная программа«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г» указывают на то, что становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Федеральный Стандарт предусматривает усиление воспитательной составляющей, направленной на самореализацию и творчество школьника, на поддержку его индивидуальности. Методологической основой реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет характер современного национального воспитательного идеала; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Граждане получили большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты, поэтому необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Вовлечение в социальную деятельность, развитие самоуправления -это главное для укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Эта цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей через разнообразные виды деятельности: конференции, встречи с интересными людьми, проблемные дискуссии за круглым столом.

Они утверждают в сознании и чувствах старшеклассников патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края? I

привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей. Свою цель вижу в создании условий для формирования личности с присущими гражданину России ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Для этого использую как урочную так и внеурочную деятельность, В школе ежегодно проводятся две предметных недели по истории и праву. Неделя истории в октябре была посвящена 210 годовщине Кавказских Минеральных Вод. Самыми яркими событиями по всеобщему признанию ребят стали те, которые потребовали большой исследовательской работы, самостоятельной обработки различных источников, анализа, сравнения, собственной оценки при подготовке проектов. Репетиции тоже сыграли свою роль - придали уверенности в себе, сблизили ребят,. Форум «Россия-нация наций» расширил наши знания о народах Кавказа. Первоначально планировалось подготовить материалы силами социально_гуманитарного10А класса, т.к. они на уроках в это время изучали Древнюю Русь и ее соседей. Постепенно группа желающих рассказать о происхождении предков и жизни своего народа возросла. Предварительный этап включал выбор темы проекта, изучение материалов, встречи с представителями диаспор, посещение Дома дружбы, интервью членов семьи, составление презентации. В процессе работы над проектами ребята обретают опыт самостоятельного социального действия вне школы, в открытой общественной среде. Так при подготовке материалов форума пришлось встречаться с представителями национальных меньшинств, вести беседы и на острые темы, когда не все положительно отзывались об историческом прошлом. Так в самостоятельном «действии на людях»,вступая в полемику, отстаивая свою позицию молодой человек становится гражданином. Учащиеся 9-11 классов в костюмах с флагами, обьединившись в группы по национальностям заполнили зал. Учащиеся выступали с презентациями о предках народов Кавказа: адыгов, аланов, вайнахов, казаков, армян, греков, грузин, о русколанах затем об их современном развитии, отмечали сходные качества менталитета- почтительность, дружелюбие, гостеприимство. Во второй части форума было принято « Обращения к молодежи города « об уважении к другим народам и их культуре, чтобы исключить возможные конфликты, с призывом к толерантности, т.к. Молодежь - жители единого демократического государства. Развивать в себе братолюбие, уважение к другим народам и их культуре, чтобы исключить взаимную неприязнь, но добиться стабильности и этнического согласия.

Звучала национальная музыка, исполняли танцы, в зале царила особая атмосфера тепла, всех присутствующих сближало чувство причастности – мы жители одной страны. Это отметили гости форума: родители, ученики и мои коллеги из других школ. Не менее трогательной и полезной была конференция «Выпускники школы в истории страны». В основе проектов были материалы школьного музея, кроме того – личные встречи и телефонные беседы с теми, кто далеко от родного города.

Прозвучали сообщения о революционерах, государственных деятелях, известных ученых, артистах и, конечно, об учителях с19 века и до сегодняшнего дня. Не было равнодушных, когда перечисляли заслуги хранительницы музеев школы и М.Ю. Лермонтова, заслуженного учителя России З.А. Тер-Татевосян. Все они прославили Россию. Может не очень популярна в наше постсоветское время тема о пионерском и комсомольском движении, но мы и ей уделили внимание. К 95-летию ВЛКСМ - было подведение итогов исследовательской работы «Комсомол-моя судьба» ( на примере истории своей семьи) в 9-х классах. Дети приносили не только интервью, но и фотографии, значки, и, даже, комсомольские билеты. Нам было о чем поговорить.

Ярко отметили 20-летие Конституции России. В течении всей Недели права- конкурсы стенгазет, викторины, презентации, встречи, знакомство с символами страны, края и города. Каждый поучаствовал, отличился и был отмечен,

Сейчас полным ходом идет подготовка к проведению круглого стола,тему дискуссии определи……. Какова роль гражданского общества,

Мы соберемся чтобы, поразмышлять о том кто мы? Где живем? О том, как нам строить отношения между собой и с властью. Это есть процесс формирования гражданского общества, именно оно является показателем зрелости демократии.

Вся эта кропотливая работа, направлена на то, чтобы КРЫМ

сформировать гражданские навыки – готовность к участию в общественных делах, умение работать в коллективе, занимать активную гражданскую позицию и поспособствует формированию позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Продуктивной формой результатов является в частности формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности; формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной ; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения деятельности школы, семьи, прав, свобод других………………. и к своим гражданским обязанностям.

Литература: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего(полного) общего образования(от 17 мая 2012 г.) 2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 3.Вяземский Е.Е. гражданское образование в основной школе.(Преподавание истории и обществознания-2001 №9). 4.Гражданственность,патриотизм,культура межнационального общения-российский путь развития.(Воспитание школьников -2001 №7). 5.А.Н. Иоффе «Современный вызовы и риски развития гражданского образования в России.(Преподавание истории и обществознания в школе 2006 №9). 6.Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в сфере обществоведения.(Преподавание истории и обществознания в школе-2002 №9).

23.10.2015 14:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!