СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изучение иностранного языка в средних специальных учебных заведениях студентами, окончившими основную общеобразовательную школу, предполагает повторение, восполнение пробелов в знаниях и совершенствование навыков и умений, сформированных в основной школе (основной модуль) и освоение лексического материала, отражающего ту или иную сферу профессиональной деятельности (профессионально направленный модуль).
Основной модуль выстраивается на изученном материале предыдущих лет, однако обобщение полученных знаний и умений осуществляется на основе сравнения и сопоставления различных видовременных форм глагола, контрастивного анализа повторяемых явлений и использования их в естественно-коммуникативных ситуациях общения. Языковой материал профессионально направленного модуля предполагает введение нового, более сложного и одновременно профессионально ориентированного материала, формирующего более высокий уровень коммуникативных навыков и умений.
Целью изучения иностранного языка на данном этапе является дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной).
Для анализа мы взяли раздел II “Основной модуль” рабочей программы для 1 курса всех специальностей среднего профессионального образования.
Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо – и реализуется в трех направлениях: социально-бытовое общение, учебно-трудовое общение и социально-культурное. В результате обучения студенты должны овладеть конкретными умениями в каждом виде деятельности.
Речевые умения в различных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо)
Аудирование как цель и как средство обучения
Развитие этого рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух, которые опираются на следующие психические процессы:
Знание этих процессов необходимо для развития навыков аудирования у тех, кто ими не владеет, и для совершенствования этих навыков через систему упражнений и заданий.
Обучение аудированию предполагает развитие умений:
Система упражнений на развитие навыков аудирования
На уроках английского языка я использую аудирование со зрительной опорой, например, печатные тексты и видеофильмы:
1) видеокурс «100% видео английский» (2008г.);
2) видеофильмы:
Широко использую направленное аудирование. Дается задание на узнавание знакомых слов и выражений, структур, извлечение определенной информации, а также заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения и т.д.
Также применяю упражнения на тренировку памяти (подготовленное аудирование) и на тренировку вероятностного прогнозирования, например,
Прослушав текст и выполнив упражнения, можно использовать его для развития навыков устной и письменной речи.
Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования смежных языковых и речевых навыков и умений
Предусматривается совершенствование умений в следующих видах чтения:
Обучение чтению предполагает также развитие умений:
Особое внимание в соответствии с программой должно уделяться развитию умения понимать основное содержание текстов, включающих незнакомую лексику.
Упражнения и задания на формирование навыков чтения
Прочитав текст и выполнив упражнения, можно использовать его для развития продуктивных умений в устной и письменной речи.
Упражнения на формирование смежных языковых и речевых навыков и умений
Продуктивные (экспрессивные) виды речевой деятельности
Письмо как цель и средство обучения
Когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи. Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает также развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:
Предполагается, что учащиеся, поступившие в среднее специальное учебное заведение, владеют базовыми навыками письма. Но практика показывает, что у большинства студентов эти навыки не сформированы. Они не умеют выделять главную информацию, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. Отсутствие этих умений сильно мешает студентам выполнить творческие письменные задания без ошибок. Поэтому не стоит пренебрегать подготовительным этапом перед обучением письменной речи – этапом формирования письменных речевых навыков. На уроках я использую следующие упражнения и задания.
Упражнения и задания по формированию навыков записи
Говорение
При развитии умений говорения учитываются следующие параметры этого вида речевой деятельности:
Монологическая речь
В процессе обучения предполагается развитие следующих умений:
На уроках, направленных на развитие навыков говорения, студенты чаще всего испытывают нехватку языковых и речевых средств. Поэтому я стараюсь использовать путь формирования этих умений на основе различных этапов работы с текстом. После прочтения (прослушивания) текста я обычно даю следующие задания:
Помимо текстов я использую схемы, таблицы, планы с ключевыми словами и др. Также стараюсь использовать коллективные формы работы на уроках формирования устно речевых умений.
Диалогическая речь
В процессе обучения предполагается развитие следующих умений:
Следует отметить, что для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. При обучению диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнера, а также умению реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств. В своей практике я обычно использую обучение стандартным (типовым) диалогам. И делаю это на основе диалогов-моделей. В качестве дополнительных опор готовлю карточки, схемы, описание ролей для каждого участника диалога или видеосюжет, проигрываемый без звука.
Развитие социокультурной компетенции
Кроме языковых знаний о структуре языка, правилах формообразования, словосложения и пр. обучающиеся должны овладеть комплексом знаний социокультурного характера, а также знаниями, помогающими овладевать учебными умениями и способствующими более эффективному формированию когнитивной составляющей коммуникативной компетентности. Обучающиеся углубляют различные социокультурные знания и развивают умения понимать и воспроизводить эти знания в процессе иноязычного общения. Знания об особенностях жизни в поликультурном обществе, социокультурных правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде необходимы для владения правилами этикета при осуществлении профессиональной деятельности в ситуациях официального и неофициального характера.
В основе социокультурной компетенции лежат следующие моменты:
На своих уроках я стараюсь дать знания о стране изучаемого языка (имена, даты, исторические факты, культура), о культуре своей страны, географические знания. Стараюсь отбирать тексты с учетом важности тематики для выбора жизненной позиции, для общения на иностранном языке со своими сверстниками в других странах во время учебы (отдыха). Подобранные тексты обеспечивают информацией по обсуждаемой тематике, а также могут служить содержательной и речевой опорой для создания собственных текстов, помогают развивать межпредметные связи. Помимо самих текстов, большое значение имеет методика работы с ними, которая помогает формировать необходимые навыки и умения, необходимые студентам для реального общения в современном мире. Также я использую аутентичные материалы: аудиозаписи и видеофильмы.
Формирование и развитие лексико-грамматических навыков
Грамматические навыки:
Лексические навыки:
Лексические и грамматические навыки формируются через упражнения и задания.
Система упражнений на развитие лексико-грамматических навыков
Заключение
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что коммуникативная компетенция – одна из важнейших составляющих готовности и способности специалистов любого профиля к успешной профессиональной деятельности. Трудно не согласиться с авторами данного курса, что усвоение любой учебной дисциплины будет более успешным, если на родном и на иностранном языке человек умеет работать с текстом и создавать собственные тексты разных жанров. При этом коммуникативные умения тесно связаны с информационными, социальными и учебными как в учебной, так и в реальной деятельности. Но эти умения необходимо целенаправленно формировать и развивать. В практике преподавания английского языка я стараюсь делать упор на развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи. Стараюсь избегать механических тренировочных упражнений, заучиваний устных тем и грамматических правил, а развивать умения рассуждать, сравнивать, оценивать информацию, находить нужную информацию в справочной литературе и т.д.
© 2017, Фахрутдинова Анна Масхутовна 329