СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие познавательных интересов младших школьников через игровую деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Игра — это жизненная лаборатория детства,

дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни,

без которой эта пора её была бы бесполезна для

человечества. В игре, этой специальной обработке

жизненного материала, есть самое здоровое

ядро разумной школы детства»

С. Т. Шацкий.

 

    I.   Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться? И как он будет учиться? В ответ вы услышите, что получать каждый раз он намерен одни  только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы  и отличных отметок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. Зачастую ребенку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, т.е. пассивная роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые всему научат – только прилежно выполняй все указания учителя.

        К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря. Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

    Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

     В чем же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес?

    Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познавание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению.

   Проблема формирования познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью мы, учителя начальных классов, насыщаем свою деятельность приемами пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Мы используем различный занимательный познавательный материал и  сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников. ?

   Целенаправленность деятельности учащегося в учебном процессе придает познавательному интересу продуктивный характер. Интерес, лишенный цели, не может иметь своей действенной реализации, он ситуативен, созерцателен и потому неустойчив, не подкрепляем продуктивными  действиями.

    Осмысленность деятельности наполняет познавательный интерес высоким смыслом: научным, практическим, общественным, личностным. Осознание деятельности, её целей, содержания, способов вооружает плодотворными результатами, отчего укрепляет интерес и как мотив, и как личностное достояние. Исследованиями доказано, что самонаблюдение в процессе деятельности укрепляют познавательный интерес, поскольку, сравнивая свои результаты с результатами товарищей, школьник либо равняется на эталон других, либо ощущает удовлетворение собственными успехами. Эта характеристика деятельности обладает как внешними, так и внутренними побуждениями учения, укрепляющими познавательный интерес.

     Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным. Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия – все это помогает поддерживать и формировать  интерес к учению.

    Поддержать интерес ребенка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Игра побуждает учащихся к игровым действиям, дает возможность каждому ребенку лучше представить разыгрываемую ситуацию. В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребенку заново пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, в процессе игры у детей повышается познавательный интерес к изучаемому предмету.

Некоторые возразят, что занимательное обучение не способствует развитию воли, что учебный процесс должен строиться на чувстве долга, ответственности, дисциплины. Допустим...

Но как этого добиться?

Даже если все вокруг - и учителя, и родители, и сам ребенок - будут твердить:

« Надо учиться!», то все равно очень скоро наступит у него охранное торможение ( будет дремать с открытыми глазами) или возбуждение ( будет вертеться, тормошить соседа). Ведь воля и сознательность у детей развиты очень слабо, поэтому и рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим обязанностям было бы, на мой взгляд, просто опрометчиво. А если все-таки они будут выучивать все-все со скукой и безразличием, то такие знания, не окрашенные положительными эмоциями, не задевшие психику ребенка, в лучшем случае лягут лишь мертвым грузом. Да и к тому же скука утомляет.

Что же делать?

Дарить детям интересные уроки!

Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли - вот к чему должен стремиться каждый учитель.

Занимательность на уроке - это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность. Учеба - это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Василий Александрович Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрывали перед ним дверью класса. Ребенок только тогда полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствует использованию различных способов мотивации. Это мотивы общения, моральные мотивы, познавательные мотивы. Сущность этих мотивов заключается в следующем:

  1. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
  2. В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
  3. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
  4. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность.
  5. Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предметы.
  6. В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответов.
  7. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

Игра - это « дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с реальными окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда –стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например «Кто быстрее?», «Кто вернее?», «Не ошибись!», «Не подведи свой ряд!» В арсенале каждого учителя начальных классов имеется множество игр, которые способствуют повышению познавательных интересов и активизируют познавательную деятельность младших школьников.  На уроках в начальных классов можно нередко увидеть известных героев детских сказок, веселых человечков. Это Буратино, Незнайка, Гномик, Красная Шапочка и др.  Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с заданиями. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал, формируется устойчивый познавательный интерес.

   Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка представляет сложную проблему, которая должна волновать и ученых-исследователей, и методистов, и учителей-практиков. Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. Деятельность учащихся на этих уроках часто носит однообразный воспроизводящий характер, значительная часть времени затрачивается на выполнение тренировочных упражнений. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Но пробудить у детей интерес к изучению русского языка все-таки можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

   У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала. Если на уроке ребенок не увидит ничего яркого и интересного, то интерес к предмету падает. А если это происходит от урока к уроку, то русский язык превращается в скучный, неинтересный предмет.

    Очень трудно даются малышам такие понятия, как «предложение», «звук», «слог», «слово». В этом отношении помогают схемы и таблицы, с которыми учащиеся знакомятся с первого класса. Схемы слов, предложений обязательно  выношу на доску, так как ребенок еще не умеет индивидуально работать со своим учебником. Это привлекает внимание всех учащихся, облегчает им запоминание понятий.

    На уроках использую  игровые упражнения: замените словосочетания одним словом, угадайте слово, помогите прочитать странное письмо; игры: волшебная яблоня, собери слово, собери ягоды в корзину, собери грибы в корзину.

   Повышению познавательных интересов способствует разгадывание загадок, ребусов, работа с перфокартами. Одними из средств, влияющих на активное усвоение и закрепление грамматико-орфографического материала на уроке, являются сказочные путешествия в Страну русского языка: «Путешествие по океану орфографических знаний», «Путешествие в сказочное королевство Однородных членов предложения», «Города Корнеслов, Приставкин, Суффиксград, город Окончание», «Путешествие в страну Глаголию» и т. д., в ходе которых учащиеся встречают различные препятствия и пытаются их преодолеть.

    В последнее время все большую популярность приобретают нетрадиционные уроки: урок-КВН, урок-сказка, урок-загадка, урок-ярмарка, урок-аукцион и даже урок-концерт. В чем преимущество таких уроков? Во-первых, на уроке царит атмосфера занимательности, сказочности, никто из ребят не остается безучастным; во-вторых, каждый вид заданий, предлагаемый для выполнения, требует от детей не только актуализации изученных знаний, но и умений применять эти знания в различных языковых ситуациях, умений думать, размышлять, систематизировать.

    Увидеть орфограммы, грамотно написать - трудное дело в начальной школе. Зато как удобно чувствуют себя дети, умеющие это делать.

Почемучка всегда приходит с трудными вопросами. Он сам очень грамотный, многое знает. Огорчается, если мало кто из детей может ответить на его вопросы. Ведь интересное, загадочное запоминается надолго.

    Учителя замечают, что в последние годы у детей падает интерес к чтению. Как же избежать этого? Решению этой проблемы поможет разнообразие уроков чтения: комбинированное чтение, чтение цепочкой, выборочное чтение, чтение по ролям. Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо, прежде всего, научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно. Очень нравится детям готовить рисованные «диафильмы» по прочитанному произведению. Здесь проявляется талант каждого, умение проследить за ходом событий произведения при сборке «диафильма», пересказывать по рисункам и т.д.

    На уроках природоведения (кроме загадок, стихов, ребусов) эффективно использовать работу по группам, что очень нравится детям. Они учатся говорить и слушать друг друга, объективно оценивать ответы, аргументировать оценку. Использование нестандартных форм, приемов также повышает интерес к предмету, воспитывает любовь к природе, желание беречь и охранять ее.

    В привитии интереса к предмету, в воспитании внимания большую роль играет речь учителя, его тон, манера говорить, интонация. Для детей первого класса это особенно важно, так как их реакция на голос, на изменение тона моментальная. Этим надо воспользоваться. Голосом, пониженным до шепота, заинтересовать, насторожить, привлечь внимание. Суметь четко, строго выделить главное, но постараться избежать строгого академического объяснения, так как это пугает детей, вызывает торможение.

    В настоящее время раскованней стала школа, но раскованней чувствуют себя и дети. Их все труднее становится увлечь чем-либо сущностным, полезным, важным. На помощь учителям приходит внедрение в учебный процесс новейших информационных технологий, в частности компьютерных, которые повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Использование мультимедийного проектора активизирует внимание школьников практически на всех уроках за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов. Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. В школе создается медиатека, в которой  подобно книгам в библиотеке собираются и выдаются пользователям по мере необходимости электронные учебники, справочники, различные логические, развивающие и другие компьютерные программы, записанные на компакт- дисках. Разработанные с учетом особенностей детей младшего школьного возраста электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.

  Таким образом, выше изложенные приемы и методы преподавания в начальных классах способствуют формированию познавательных интересов младших школьников.

 

 

Список литературы.

  1. Бесова М. А. « В школе и на отдыхе» . Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Ярославль «Академия развития» 2001 г.
  2. Большая энциклопедия начальной школы. Санкт- Петербург Издательский дом «Нева» 2004 г.
  3. Волина В.В. «Веселая грамматика». М: Издательство «Знание» 1995 г.
  4. Волина В. В. «Праздник числа». М: АСТ-пресс, 1996 г.
  5. Волина В. В. «Учимся играя». М: Издательство «Новая школа», 1994 г.
  6. Жикалкина Т. И. «Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах». Пособие для учителя. М: « Новая школа», 1995 г.
  7. Кайдаш Е.Г. «Развитие познавательных интересов в учебном процессе». Журнал «Начальная школа» 1993г. №12.
  8. Лысенкова С. Н. «Жизнь моя - школа, или право на творчество». М: «Новая школа», 1995 г.
  9. Перельман Я. И. «Занимательная арифметика». М: Издательство Русанова, 1994 г.

 

  1. Рик Т.Г. «Здравствуйте, имя существительное!» М: РИО «Самовар», 1998
  2. Тарабарина Т. И. «1000 загадок». Ярославль «Академия развития» 1997 г.
  3. Тарабарина Т.И. «И учеба и игра: природоведение». Ярославль «Академия развития» 2001 г.
30.12.2014 17:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!