СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уважаемые педагоги, думаю, никто не будет оспаривать роль родителей, социальной среды в которой живет и развивается ребенок в формировании мотивации к обучению. Поэтому я сконцентрирую ваше внимание на анализе среды, в которой проживают наши обучающиеся.
По социальному статусу можно выделить многодетные, малообеспеченные, неполные, неблагополучные семьи.
В литературе мы встретим утверждение, что в многодетных семьях вырастают самые воспитанные и адаптированные к жизни в социуме люди. Но это является правдой лишь отчасти. На практике же провести четкую границу между многодетными и малообеспеченными часто бывает просто невозможно, многие многодетные семьи являются малообеспеченными и неполными. Учебная мотивация у детей из таких семей может зависеть не только от воспитательных мер родителей, но и от того каким по счету ребенок появился в этой семье. Старшие дети как правило более ответственны, трудолюбивы и обладают более выраженными волевыми качествами, однако учится в полную силу им может мешать выполнение домашних обязанностей и забота о младших детях. Последний ребенок в семье часто бывает поздним, а, следовательно с большей вероятностью иметь нарушения в развитии. Кроме того в отношении таких детей осуществляется гиперопека, что проявляется в низком контроле за своим поведением, в нежелании самостоятельно трудится и добывать знания.
Особую социальную категорию составляют неполные семьи – их в нашей школе 62 (30%). Рождение больного ребенка в семьёй и обществом воспринимается как тяжелая а порой и не разрешимая проблема, справиться с которой может далеко не каждый. Часто мужчины, сталкиваясь с проблемами, уходят из семьи. В таких случаях воспитание детей и содержание семьи ложится на женские плечи. Воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью требует много терпения, настойчивости, понимания. Формирование учебная мотивации также поддерживается лишь одним родителем (как правило, мамой). При этом Родитель в большей степени занят добыванием материальных средств, чем воспитанием ребенка. Здесь важна позиция родителя и его умение разделять обязанности, нередки случаи повышенной ответственности детей в таких семьях за положение в семье. Дети стремятся к обучению и ранней работе.
По заключению ЦР «Зазеркалье» 21 (10%) ребенок из нашей школы проживает в неблагополучной семье.
Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходит жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие является относительным. В таких семьях дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из – за служебной или личной занятости супругов.
Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный негативизм, непонимание социальных требований, заносчивость, нетерпимость, не дисциплинированность, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
Межличностные отношения оказывают огромное влияние на результаты обучения. Часто неуспевающий ребенок подвергается насмешкам, и если вовремя не пресечь агрессивное поведение учащихся у ребенка вырабатывается страх перед школой. Иногда имеет место и обратная ситуация - ребенок отличается от других своими умственными способностями, он обижен на взрослых за то, что его посади учиться в нашу школу и в результате мы получаем протестное поведение.
Продуктивность учебной деятельности зависит и от «гормонального взрыва» и нечетко сформированного чувства будущего, непонимание цели учения, «не хочу учиться, хочу жениться».
У девочек 7-9 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
Успеваемость учащихся зависит от многих причин: от способностей, протекания учебного процесса, взаимоотношений с товарищами, от отношений с родителями и учителями и многого другого, но главное по моему мнению это родительская любовь.
© 2015, Гафарова Елена Павловна 255