СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОУ «НОВОСВЕТСКАЯ ШКОЛА №1»

«Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения»

2017г.

В компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно- ориентированной развивающей модели начальной школы. В связи с этим основной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить формирование способности учащихся к самообразованию, самоконтролю, умению планировать, анализировать, делать обобщения.

На основании приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 года №324, приказа МОН ДНР от 22.09.2016г. №961 «Об организации работы школ-лабораторий для осуществления инновационной деятельности по проблеме: «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения» на 2016-2020 годы», приказа управления образования администрации Старобешевского района от 30.09.2015 г. № 139 с целью участия в работе Республиканской школы-лаборатории, содействия становлению и развитию педагогической системы Донецкой Народной Республики, была организована в Старобешевском районе работа школы-лаборатории на базе Новосветской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней администрации Старобешевского района. Целью работы данной школы стало повышение уровня эффективности функционирования и качества образовательных услуг, управленческой и профессиональной компетентностей педагогов по проблеме «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения».

Коллектив учителей начальных классов Новосветской ОШI – IIIст. активно включился в работу Республиканской школы-лаборатории для осуществления инновационной исследовательской деятельности по проблеме «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения» на 2016-2020 годы.

Работа началась с разработки плана работы школы-лаборатории, издания приказа по школе, которым определены сроки работы школы-лаборатории до 2020года, создана творческая группа, в которую вошли зам. директора по УВР, учителя первых классов, школьный психолог, заведующая школьной библиотекой, логопед, представитель родительской общественности.

Для обеспечения полноценной работы школы-лаборатории проведено анкетирование родителей, в течение года в работе с учащимися по обучению чтению использовались педагогические технологии, методы и приёмы обучения литературному чтению, в которые вошли идеи классиков, учёных и педагогов. Результаты темпов чтения отслеживались в октябре, январе и мае месяце, сравнивались и прогнозировались.

Во всех 1-4 классах проведены родительские собрания, с повесткой дня «Как привить любовь к чтению», «Как вызвать интерес к чтению», проводятся еженедельные беседы и консультации с родителями.

В ноябре 2016г. проведены диагностические исследования психолога по методике заучивания 10 слов (А. Р. Лурии) и на педагогическом совете школы рассмотрен вопрос: «Мониторинговые исследования психолога: «Создание условий для успешной адаптации первоклассников (познавательная сфера, тревожность, мотивация)».

На данном этапе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение исследования влияния познавательных процессов на развитие навыков техники чтения младших школьников.

Учителя школы приняли участие в заседании районного МО по данной проблеме (круглый стол), где они поделились подходами в развитии читательской активности.

18 ноября 2016г. в школе прошло расширенное заседание МО, в котором приняли участие учителя начальных классов, психолог, администрация школы, представители ГОУ ДРИДПО (Донецкого Республиканского института дополнительного педагогического образования): заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Сипачева Е.В., методист отдела начального общего образования Калафат О.В., заведующая районным методическим кабинетом управления образования администрации Старобешевского района Коссе И.Ф.

15 декабря учитель начальных классов приняла участие в видео-конференции с сообщением по теме: «Совершенствование навыков чтения как базовой компетенции для формирования успешного выпускника начальной школы. Все участники имели возможность ознакомиться с методиками В.Н. Зайцева (система особых упражнений и их многократный повтор, использование резервов оптимального чтения), И. Т. Федоренко (развитие оперативной памяти и внимания, чтение в темпе скороговорки), А. М. Кушнира (технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова); С.Н. Костромина (развитие памяти, мышления, речи, формирование приёмов учебной деятельности); Пальченко И.Г. (система упражнений для развития навыка скорочтения).

Ознакомившись с передовым опытом педагогов, проработав методическую литературу учителя Чеботарева В.А. и Лукашева Т.А. написали статью «Совершенствование техники чтения через проектную деятельность», тем самым приняли участие в Республиканской научно-практической конференции «Научно-исследовательская деятельность образовательных организаций в условиях внедрения новых образовательных стандартов: теоретико-прикладной аспект».

В марте на заседание педагогического совета по теме «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения» учителя начальных классов осветили первые шаги работы Республиканской школы-лаборатории, ознакомили с экспериментальной деятельностью в этом направлении.

В настоящее время ведётся практическая апробация, коррекция комплекса методов и технологий развития читательской компетентности обучающихся 1-х – 2-х классов, мониторинг темпов чтения.

В экспериментальных классах обучаются 8 человек, которым при поступлении в 1 – й класс не исполнилось 6 лет 6 месяцев, они показывают хорошие результаты. В результате проведенного мониторинга темпа чтения в октябре месяце в среднем данные дети прочитали 11 слов в минуту, а уже в мае – 52 слова в минуту.

Результаты мониторинга техники чтения

Экспериментальный класс

1-А, 1-Б класс (41 чел.)

Обычный

1-В класс(18 чел.)

05.09.2016

27.12.2016

01.04.2017

05.09.2016

27.12.2016

01.04.2017

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

1

2

3

4

5

6

Высокий (больше 40слов)

Достаточный (30-40 слов)

Средний (20-30 слов)

Низкий (до 20 слов

На начало года не читали

На начало года

читали

___

___

___

___

16

25

___

___

___

___

40

60

11

8

19

3

27

20

46

7

31

8

1

1

76

20

2

2

___

___

___

___

10

8

__

__

__

__

55

45

7

3

4

4

39

17

22

22

9

3

3

3

50

16

16

16

Количество учащихся на высоком и достаточном уровне составляет

в экспериментальных классах – 96%, а в обычном – 66%.

В своей работе учителя столкнулись с такими трудностями:

  • индивидуально-психологические особенности ребёнка;
  • возрождение традиций семейного чтения;
  • библиотечный фонд, который нуждается в обновлении и расширении тематики.

Приоритетными целями в 2017-2018 учебном году являются:

  • овладение второклассниками навыками осмысленного, правильного чтения целыми словами;
  • формирование умения понимать предметную и смысловую сторону текста;
  • формирование навыков артикуляции;
  • повышение достаточного уровня сознательного чтения.

Во время работы школы-лаборатории учителя, принимавшие участие в экспериментальной деятельности, ощущают помощь и интерес к данной работе со стороны администрации школы. Важным в экспериментальной деятельности является методическое сопровождение заведующей районным методическим кабинетом управления образования администрации Старобешевского района Коссе И.Ф. и Донецкого Республиканского института дополнительного педагогического образования: заведующей кафедрой дошкольного и начального образования Сипачевой Е.В., методиста отдела начального образования Калафат О.В.

Такая совместная деятельность позволит поднять на ступень выше позитивную динамику развития читательской компетенции у младших школьников, повысить уровень техники чтения и учебных достижений обучающихся младших классов. Хочется закончить своё выступление такими словами Ф.Жанлиса: «Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».

17.01.2018 21:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!