СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисково-исследовательской работе
А.Н. Колмогоров
Проектная и исследовательская деятельность являются неотъемлемой частью образовательной деятельности согласно требованиям ФГОС и способствует формированию[8]:
2. Предметных знаний и способов действий, которые проявляются в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Регулятивных действий, проявляющихся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Требования, предъявляемые к проектно-исследовательской деятельности обучающихся, различны на разных уровнях образования. На уровне среднего общего образования происходит не только совершенствование навыков проектной и исследовательской деятельности, сформированных на предыдущих этапах обучения, но и формирование у обучающихся системных представлений опыта применения методов, технологий и форм организации проектной учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.
Особой формой организации деятельности обучающихся на уровне среднего общего образования (10-11 класс) является учебный курс «Индивидуальный проект», развивающий у них навыки целеполагания и самоконтроля, являющийся логическим итогом проектно-исследовательской деятельности, проводившейся в годы обучения в школе [5].
На сегодняшний день по итогам научно-исследовательских конкурсов различного уровня, итогам защиты индивидуальных проектов, можно сказать, что у учителей и обучающихся имеется представление об особенностях ведения проектно-исследовательской деятельности. Большинство работ носит не реферативный, а научно-исследовательский характер. Можно отметить достоинства лучших работ, в которых раскрыты процедуры (этапы, методики) самостоятельного исследования, собран и исследован большой фактический материал. Многие учащиеся владеют научной терминологией и культурой речи, вниманием аудитории, на вопросы жюри отвечают полно и убедительно, используют большой объем лексики. Многим научным руководителям удается подобрать настолько интересные и глубокие темы, что эти работы вызывают неподдельный интерес не только самих выступающих, но и членов жюри. Вместе с тем, в ряде работ присутствует недостаточное научное обоснование актуальности темы исследования. Отдельные работы носят описательный характер, в которых слабо прописываются цель, задачи, новизна исследования. Имеет место ненаучный стиль изложения материала, встречаются орфографические, пунктуационные ошибки, нарушения логики изложения, не всегда оформляются четкие выводы, отсутствует список литературы, отдельные выступающие не могут выделить главное в работе. Многими участниками проводятся большое количество опросов, тестов, анкетирований, результаты которых ни на что не влияют. Также, как показывает практика, имея право на самостоятельный выбор темы проекта, обучающиеся сталкиваются с нежеланием учителей стать руководителями проекта, которые в свою очередь приводят различные аргументы для отказа. Таким образом, наблюдается дефицит учителей, компетентных в управлении проектно-исследовательской деятельностью учащихся, выполнением индивидуального проекта.
Актуальность серии мастер-классов по руководству индивидуальными проектами обучающихся обусловлена тем фактом, что, даже имея желание вести данную работу, и выполняя с обучающимися проектно-исследовательские работы в основной школе, в старшем звене учителя сталкиваются с нехваткой теоретических знаний и практических навыков. Участие в наших мастер-классах могло бы помочь учителям не только найти ответы на актуальные вопросы, но и мотивировать их для руководства индивидуальными проектами обучающихся.
атериалы,основанные на личном опыт учителя
© 2023, Вагапова Рамиля Ахатовна 109