СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы творческого обучения младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и методы творческого обучения младших школьников

Практика показала, что дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности в первые учебные дни. А причиной является то, что учение начинается, зачастую, с того, что ему уже «не интересно». Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и легко выполняя все задания, скоро может стать в тягость и учителю, и своим сверстникам.

Постепенное приближение младших школьников к самостоятельному решению проблем осуществляется с помощью частично- поискового или эвристического метода. Одним из приемов данного метода является эвристическая беседа.

Суть такой беседы заключается в том, что заранее продумываются вопросы, каждый из которых стимулирует ученика на осуществление небольшого поиска. Путем рассмотрения всех вопросов ученики разбираются в новом для них явлении.

Максимальная познавательная деятельность достигается с помощью исследовательского метода. Знания, добытые в ходе собственных наблюдений и экспериментов, обычно самые прочные. Учебные исследования позволяют осуществить свободный поиск нужной информации, формируют умения самостоятельной работы. Исследования и наблюдения побуждают младшего школьника мыслить масштабно, искать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, делать самостоятельные выводы и обобщения.

Организация исследовательской деятельности учащихся осуществляется через учебно- воспитательный процесс:

1. Использование на уроке с учетом возрастных ориентиров педагогических технологий, основанных на применении исследовательского метода обучения:

- технология развивающего обучения;

- технология использования схемных и знаковых моделей;

- гуманно-личностная технология образования,

- технология опережающего обучения;

- проектная деятельность;

- ИКТ

2. Проведение разнообразных видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:

- урок — исследование;

- урок — путешествие;

- урок —творческий отчет;

- урок — защита исследовательских проектов.

3. Проведение учебного эксперимента.

4. Выполнение учащимися длительного домашнего задания исследовательского характера.

При выборе формы работы учитываются возрастные особенности детей, их интересы и склонности. Одним из самых сложных этапов учебно – исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других, часто представляется самым трудным, и начинать его необходимо именно на первой ступени обучения.

Формируемые компоненты исследовательской культуры школьника

1–2-й классы:

-включение в урок заданий, направленных на составление последовательности действий;

-решение задач по комбинаторике, логических задач с понятиями «истина», «ложь»;

-проведение работы по выявлению причинно-следственных связей;

-обучение приемам наблюдения и описания;

-знакомство с терминологией, некоторыми понятиями о методах исследования;

-формирование опыта работы со словарями и другими источниками информации;

-осуществление коллективных исследований по определенному плану.

3-й класс:

-осуществление долговременных исследований с применением имеющихся знаний и умений:

-ведение поиска информации, выделение главного;

-постановка опытов, проведение наблюдений, защита сообщений, докладов.

4-й класс:

-формирование читательской компетентности;

-формирование желания и основы умения учиться: умение видеть границу между известным и неизвестным;

-соотношение результатов с образцом, нахождение ошибок и устранение их, выработка критериев для оценки творческой работы;

-формирование приемов и навыков учебного сотрудничества.

Использование в работе метода проектов

Основная цель включения младших школьников в проектную деятельность— стимулирование познавательной активности, раскрытие индивидуальных творческих задатков, формирование навыков планирования и реализации научного исследования, индивидуализация процесса обучения, воспитания и развития. Организация проектной деятельности со 2- 3 классов способствует выработке следующих знаний, умений и навыков:

-самостоятельно выделять проблему, доказывать факты, явления, закономерности;

-находить несколько вариантов решения выделенной проблемы и обосновывать наиболее рациональные из них;

-классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученные явления и закономерности;

-проводить сбор данных, эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;

-применять научные методы исследования;

-оформлять свои работы;

-рецензировать и оценивать собственную работу, а также работы других учащихся.

Полезными для развития логического мышления младших школьников являются расшифровка и составление криптограмм, лабиринтов, упражнения на сравнение и противопоставление

Большую роль играют задания на выделение в массе учебной информации смысловых элементов, решение креативных задач, когда ребята помимо вопроса получают новую информацию, составление логических цепочек из формул, нахождение физических терминов в произвольно выбранном тесте.

Для того чтобы найти решение того или иного вопроса, используются не только метод наблюдений, экспериментов, моделирования, но и фантазирование, преувеличение, мозговой штурм, основной задачей которых является коллективный сбор как можно большего числа идей.

09.03.2025 08:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП