СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формы и методы творческого обучения младших школьников
Практика показала, что дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности в первые учебные дни. А причиной является то, что учение начинается, зачастую, с того, что ему уже «не интересно». Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и легко выполняя все задания, скоро может стать в тягость и учителю, и своим сверстникам.
Постепенное приближение младших школьников к самостоятельному решению проблем осуществляется с помощью частично- поискового или эвристического метода. Одним из приемов данного метода является эвристическая беседа.
Суть такой беседы заключается в том, что заранее продумываются вопросы, каждый из которых стимулирует ученика на осуществление небольшого поиска. Путем рассмотрения всех вопросов ученики разбираются в новом для них явлении.
Максимальная познавательная деятельность достигается с помощью исследовательского метода. Знания, добытые в ходе собственных наблюдений и экспериментов, обычно самые прочные. Учебные исследования позволяют осуществить свободный поиск нужной информации, формируют умения самостоятельной работы. Исследования и наблюдения побуждают младшего школьника мыслить масштабно, искать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, делать самостоятельные выводы и обобщения.
Организация исследовательской деятельности учащихся осуществляется через учебно- воспитательный процесс:
1. Использование на уроке с учетом возрастных ориентиров педагогических технологий, основанных на применении исследовательского метода обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология использования схемных и знаковых моделей;
- гуманно-личностная технология образования,
- технология опережающего обучения;
- проектная деятельность;
- ИКТ
2. Проведение разнообразных видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:
- урок — исследование;
- урок — путешествие;
- урок —творческий отчет;
- урок — защита исследовательских проектов.
3. Проведение учебного эксперимента.
4. Выполнение учащимися длительного домашнего задания исследовательского характера.
При выборе формы работы учитываются возрастные особенности детей, их интересы и склонности. Одним из самых сложных этапов учебно – исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других, часто представляется самым трудным, и начинать его необходимо именно на первой ступени обучения.
Формируемые компоненты исследовательской культуры школьника
1–2-й классы:
-включение в урок заданий, направленных на составление последовательности действий;
-решение задач по комбинаторике, логических задач с понятиями «истина», «ложь»;
-проведение работы по выявлению причинно-следственных связей;
-обучение приемам наблюдения и описания;
-знакомство с терминологией, некоторыми понятиями о методах исследования;
-формирование опыта работы со словарями и другими источниками информации;
-осуществление коллективных исследований по определенному плану.
3-й класс:
-осуществление долговременных исследований с применением имеющихся знаний и умений:
-ведение поиска информации, выделение главного;
-постановка опытов, проведение наблюдений, защита сообщений, докладов.
4-й класс:
-формирование читательской компетентности;
-формирование желания и основы умения учиться: умение видеть границу между известным и неизвестным;
-соотношение результатов с образцом, нахождение ошибок и устранение их, выработка критериев для оценки творческой работы;
-формирование приемов и навыков учебного сотрудничества.
Использование в работе метода проектов
Основная цель включения младших школьников в проектную деятельность— стимулирование познавательной активности, раскрытие индивидуальных творческих задатков, формирование навыков планирования и реализации научного исследования, индивидуализация процесса обучения, воспитания и развития. Организация проектной деятельности со 2- 3 классов способствует выработке следующих знаний, умений и навыков:
-самостоятельно выделять проблему, доказывать факты, явления, закономерности;
-находить несколько вариантов решения выделенной проблемы и обосновывать наиболее рациональные из них;
-классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученные явления и закономерности;
-проводить сбор данных, эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
-применять научные методы исследования;
-оформлять свои работы;
-рецензировать и оценивать собственную работу, а также работы других учащихся.
Полезными для развития логического мышления младших школьников являются расшифровка и составление криптограмм, лабиринтов, упражнения на сравнение и противопоставление
Большую роль играют задания на выделение в массе учебной информации смысловых элементов, решение креативных задач, когда ребята помимо вопроса получают новую информацию, составление логических цепочек из формул, нахождение физических терминов в произвольно выбранном тесте.
Для того чтобы найти решение того или иного вопроса, используются не только метод наблюдений, экспериментов, моделирования, но и фантазирование, преувеличение, мозговой штурм, основной задачей которых является коллективный сбор как можно большего числа идей.
© 2025, Лимза Татьяна Викторовна 95