СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные ценности человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы редко задаем себе вопросы типа «Зачем мы живем», «Что для нас является жизненной ценностью» и т.п. Не говоря об этом, мы, тем не менее, руководствуемся определенными принципами, выбираем для себя самое главное, если невозможно сохранить все. Например: «любовь», «свобода» или «работа» для кого-то ценнее «семьи». Если не нужно выбирать между ними, всё мирно сосуществует. А если требуется сделать определенный выбор? Он будет сделан в пользу того, что для человека важнее всего, как бы ни казалось со стороны это неправильным или необдуманным решением. Конечно, не исключено, что со временем человек обвинит себя в том, что когда-то сделал «неправильный» выбор. Только выбирает он всегда в настоящем, а в этом настоящем уже другие ценности. Есть ли такие жизненные ценности, которые одинаково важны для людей независимо от их возраста, пола и того, в какой стране мира они живут? Конечно, есть. Это семья, здоровье, работа. Помимо этого, люди называют и другие ценности, как-то: образование, любовь, дружба, самоуважение, карьера, власть, деньги, секс… Интересно было бы сравнить ценности «отцов» и «детей», ведь их различие может мешать взаимопониманию между поколениями. Что же выбирают наши подростки, мы узнали их ответов 130 учеников 5-х и 9-х классов из школы №3 г. Конаково. 45% опрошенных поставили «счастливую семью» на 1-е место среди других 17 жизненных ценностей. 85% детей включили «семью» в число пяти наиболее значимых ценностей. На 2-м месте оказалась «дружба» (58%). Хотя отношения со сверстниками в подростковый период играют важнейшую роль, только 6% отвели ей почетное первое место. Действительно, семья продолжает играть важнейшую роль в процессе взросления подростка. Он нуждается в мудром наставничестве со стороны взрослых, но не показывает этого и бунтует против родителей, стремясь к общению на равных. Далеко не все, а только 54% школьников, считают «образование» жизненной ценностью. Среди пятиклассников только 45% разделяют это мнение. Еще меньшее число школьников (всего 18%) стремится к высоким достижениям в спорте или искусстве. Некоторые юноши и девушки выстраивают такой ряд ценностей: Образование – работа, карьера – деньги, богатство. Или еще «круче»: работа, карьера – деньги, богатство – слава, восхищение и уважение окружающих. Среди подростков 10-11 и 15-16 лет одинаково небольшое количество тех, кто начинает осознавать как ценность «благополучие государства». «Наука как познание нового» занимает в списке ценностей чуть ли не самые последние места (с 9-го по 17-е). Только один юноша считает «науку» приоритетной для себя ценностью, наряду с такими как «власть» и «успех». 36% подростков выбирают такую ценность, как «счастье близких людей». Ответы взрослых (а их было опрошено 30 чел.) отличались большим разнообразием. Практически все перечисленные в анкете ценности были ими названы, за исключением такой ценности, как «пища». А для 13% подростков пища стоит того, чтобы о ней говорить как о ценности. Собственно, давно известно, что есть иерархия потребностей, и первое место в этой пирамиде занимают физиологические потребности. К ним относятся пища, одежда, сон, отдых. Человек способен думать и стремиться к удовлетворению более высоких потребностей только тогда, когда удовлетворены его первичные (физиологические) потребности. Недаром есть поговорка: «Пустое брюхо к ученью глухо». У 13% взрослых в качестве аналогичной первичной потребности выступает жилье: собственная квартира или дом. Главными ценностями опрошенных мужчин и женщин в возрасте от 22 до 52 лет являются «семья» и «здоровье». На втором месте оказывается «работа». Для 66% респондентов очень значима категория «счастье близких людей». На порядок ниже число выборов в пользу «любви» и «дружбы». 26% людей называют их в качестве важных жизненных ценностей. Не очень высок рейтинг у образования. Только 20% взрослых считают образование важной жизненной ценностью. Примерно столько же (20-25%) выбирают «благополучие государства», стремятся к самоуважению. Для 15% взрослых людей необходимо уважение окружающих. К карьере, власти стремится не более 5 %. Отношение к деньгам, как некоей жизненной ценности, выявилось у 20 % подростков и 10% взрослых. Получается, что ценности «отцов» и «детей» очень похожи, хотя в каждом конкретном случае это далеко не так. А как именно, вы можете обсудить после прочтения этого материала. Желаю приятных открытий.

Категория: Психологу
15.12.2015 18:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП