СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Идея гражданского общества появилась в новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества разработал немецкий философ Г. Ф. Гегель, который определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок. Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Гражданское общество – сторона общества, общественной жизни людей, огражденная законами от прямого вмешательства государственной власти и произвольной регламентации их отношений. В гражданском обществе человеку гарантируется свободный выбор форм его политического и экономического бытия, добровольность вступления в любую общественную организацию и деятельность в ней в рамках закона. Форма государственного правления в развитом гражданском обществе – демократическая. Гражданское общество – воплощение конкретно-исторического уровня народовластия, гражданской ответственности людей, степени достижения их контроля за деятельностью государства и его органов. Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства со сторон государственной власти. Гражданское общество – это общество, в котором различные по своей природе объединения граждан осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность; Гражданское общество – определенный общественный строй, организации семьи, сословий или классов, официальным выражением которого является система гражданского права. Понятия «гражданское общество» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Для функционирования гражданского общества необходимо наличие предпосылок: – экономических (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция); – социальных (большой удельный вес в обществе среднего класса); – политико-правовых (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политический плюрализм); – культурных (обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести). Этапы формирования гражданского общества XVI–XVII вв. – складывание экономических и политических предпосылок существования гражданского общества, переворот в общественной идеологии. XVIII – конец XIX вв. – формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. XX в. – значительные изменения в социальной структуре общества, идет процесс становления правового социального государства. Уровни функционирования гражданского общества: – производственный (граждане создают ассоциации или организации для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье); – социокультурный (для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении или вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы); – политико-культурный (в котором реализуются потребности граждан в политической деятельности). Структура гражданского общества включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые отношения, мораль, не опосредованные государством политические отношения между индивидами, партиями, группами интересов, движениями гражданских инициатив. Главные принципы гражданского общества: – свобода члена общества как человека; – равенство его с другими как подданного; – самостоятельность члена общества как гражданина; Условия развития гражданского общества: – равенство в нем прав, свобод и обязанностей; – равное развитие всех трех составляющих – человека, общества, государства; – индивидуальность личности и коллективизм людей, организованных в общество. Важнейшие условия существования гражданского общества и правового государства – обладание личностью правом на самореализацию, на индивидуальную, личную свободу, экономический суверенитет. Экономическая и политическая свобода – формы проявления свободы человека как члена общества, как самоценной личности. Признание самоценности личности, ее прав и свобод предполагает ответственность личности перед обществом. Взаимоотношения гражданского общества и государства – Гражданское общество представляет собой все отношения между людьми и общественные институты, которые формируются и развиваются без непосредственного вмешательства государства. – Разделение гражданского общества и государства условно, они существуют в неразрывной связи друг с другом. – Зрелое гражданское общество является необходимым условием формирования реальной демократии и правового государства. – Связи гражданского общества и государства обусловлены существованием политико-культурных отношений между ними, потребностями личности в политическом участии, гражданской активности. Направления формирования гражданского общества в России – Создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики. – Формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству – создание реального плюрализма в обществе. – Преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий (А. А. Радугин). III. Закрепление изученного. 1) Что такое гражданское общество? 2) Назовите основные этапы формирования гражданского общества. 3) Каковы взаимоотношения гражданского общества и государства. 4) Назовите и охарактеризуйте направления формирования гражданского общества. У истоков идеи правового государства стоял Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах Ш. Монтескье и И. Канта. «Итак, – писал Аристотель, – кто требует, чтобы закон властвовал, требует того, чтобы властвовало только божество и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это свое требование своего рода живой элемент, ибо страстность есть что-то животное, да и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они и были наилучшими людьми; напротив, закон – это уравновешенный разум». Там, где отсутствует власть закона, там, подчеркивает он, нет места какой-либо форме государственного строя. Аристотель под законом подразумевал правовой закон, – всякий закон в основе предполагает своего рода право, то есть речь у него по существу идет о господстве права в надлежащем организованном обществе. В отличие от деспотизма политическая форма правления людьми, по Аристотелю, опирается на право. Право олицетворяет собой политическую справедливость, служит правилом политического общения, нормой политических отношений между ними. Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения.
С глубоким обоснованием либеральной теории правового государства в конце XVIII в. выступил немецкий философ И. Кант. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. «Государство, – отмечал он, – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Благо государства, по Канту, состоит в высшей степени из согласованности государственного устройства с правовыми принципами, и стремится к такой согласованности государственного устройства обязывающий разум через категорический императив. Этот категорический императив разума в сфере права выступает в виде требования всеобщего правового закона, гласящего: «Поступайте внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной с всеобщим законом». Характеризуя различные власти, Кант подчеркивал, что правосудие должно осуществляться избранным народом судом присяжных. Правовое государство выступает в трактовке канта не как империческая реальность, а как та идеально-теоретическая конструкция (модель), которой следует руководствоваться как требованием разума. Если у Канта правовые законы и правовое государство – это долженствование, то у Гегеля, другого представителя немецкой классической философии XVIII в., они действенность, то есть правовая реализованность. В целом вся гегелевская конструкция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех правовых форм применения силы со стороны частных лиц и государственных властей.
Правовое государство – это государство, которое характеризуется суверенностью народа как единственного источника власти.
Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, где граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равной ответственности всех перед законом.
Для правового государства характерен принцип взаимного контроля: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в отношении гражданина. Законодатель так же подзаконен, как и отдельный гражданин.
Признаки правового государства
1. Верховенство закона – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности должны подчиняться требованиям закона.
В свою очередь, законы должны быть правовыми, то есть:
а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;
б) приниматься компетентными органами;
в) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;
г) не противоречить ни конституции, ни друг другу.
2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.
3. Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.
4. Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона должна следовать предусмотренная законом мера ответственности.
Главная цель правового государства – обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах.
Предпосылки создания и функционирования правового государства
1. Производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере.
2. Режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти.
3. Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.
4. Создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона.
5. Гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.
Пути формирования правового государства
1. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.
2. Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения, его правовую грамотность.
3. Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.
4. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного управления, расширение компетенции последний.
(Политология: учеб. пособие для вузов / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М., 1999.)
З а д а н и е. Ответить на в о п р о с ы. 1-я группа 1. Какие программные установки каких политических партий России в начале XX в. свидетельствовали о намерении создать правовое государство? Аргументируйте свой ответ. 2-я группа 2. Можно ли утверждать, что становление советской государственности было шагом к правовому государству? Свое мнение обоснуйте. 3-я группа 3. Почему в России не сложилась демократическая форма правления, не сформировалось гражданское общество в 20–30-е гг.? 4-я группа 4. Политические реформы в период перестройки были направлены на построение правового государства; удалось или их осуществить? Дайте оценку политическим преобразованиям в стране за годы перестройки. 5-я группа 5. Назовите основные виды власти, закрепленные в Конституции. Как, по закону государства, должно осуществляться разделение властей? Каковы полномочия каждой ветви власти? Докажите, что в конституции РФ 1993 г. закреплен принцип разделения властей. III. Закрепление изученного. 1) Как появились первые элементы концепции правового государства? 2) Что такое правовое государство? 3) Каковы признаки правового государства? 4) Почему идея правового государства – одно из важнейших достижений человеческого разума? 5) Что означает верховенство закона? 6) Что такое разделение властей? В чем состоит его значение?
© 2018, Шардакова Елена Викторовна 5156