СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дошкольный возрастной период характеризуется бурным развитием речи, способностью к замещению, к символическим действиям и использованию знаков при общении, наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, повышенным вниманием к окружающему, воображению, хорошей памятью. Возникающее неудержимое, естественное для этого возрастного периода стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что можно говорить о детской личности. Развитие внимания в данный период имеет ряд особенностей:
- расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними (ребенок может взаимодействовать с 2-3 предметами);
- сосредоточение на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, повышенное внимание к слову, речи;
- формирование предпосылок для развития произвольного внимания;
- внимание становится более устойчивым. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.
- у слабо концентрированных детей наблюдаются трудности переключения и распределения.
Развитие внимания дошкольника связано с изменением организации его жизни, В этот период ребенок осваивает новые виды деятельности -игровую, трудовую, продуктивную. В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты.
Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя, потому что он сегодня дежурит по столовой, ему необходимо сначала помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.
Работа по развитию переключения и устойчивости внимания должна осуществляться в следующих направлениях: использование специальных упражнений на тренировку объема, распределения и концентрации внимания; выполнение упражнений, являющихся основой формирования внимательности как свойства личности. Ниже приведены несколько несложных игр на развитие внимания у дошкольников младшего и старшего возраста.
Упражнения, направленные на развитие
наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания.
Упражнение «Найди отличия»
Покажите ребенку два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. Если он затрудняется в определении, то предлагают получше рассмотреть картинки, а также помогают ребенку принять решение наводящими вопросами.
Упражнение «Дни недели»
Суть игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши, а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.
Упражнение «Обведи картинку»
Картинку, состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к следующим. В итоге должно получиться изображение, например, кораблика.
© 2017, Игнатьева Оксана Викторовна 1745