СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на развитие внимания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Съедобное—несъедобное

Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.

Оборудование: мяч, мел.

Описание. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет)

ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например,

яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны

поймать брошенный мяч и передвинуться вперед на одну клетку,

нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны

отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если

дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или

пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем

классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс,

становится ведущим».

Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5—б классов.

Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.

Игры на развитие внимания, применяемые на уроках русского языка,

математики, чтения, геометрии

Изучение процессов произвольного внимания

Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

1.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-НЕССАС ДАТАЛАТТА

2.ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

3.РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА

4.ГРУММОПД

5.ВАТЕРПРООФЕТТАСЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДА-ТОНОВ

6.ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

7.ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВА ТЕНОРРА

8. ЛАЙОНОСАНДЕРА

9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ

10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

11. МУСЕРЛ01ТРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ

12. АДСЕЛАНОГРИВАНТЖЮДАРОЧАН 13.БЕРМ0111НАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА-ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН

14. ОСТИМАРЕ

Исправь ошибки

Шмель летит и жужжыт.

Дети заблудились в чаще леса.

У мамы красивая брош.

Дети соглашались с учителем и кивали руками.

Напарте лежали учебники.

В мае трава ярко жёлтого цвета.

Солнце тряталось за верхушками деревьев.

В августе в саду расцвели яблони и вишни.

На полке лежали замочик и ключик.

Найди слова и подчеркни

Фпитзмкунцзниакотилмартпонмячв

Тршлдь1мьшощйьшшдасор31пнтспржо

Квиаипшубаывакртьамамаоаипоазш

Отшмлорорвбуранстралгпалканио

Одыраметлатаиогуавтобусшигмик

Не пропусти растение

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Описание игры: дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит

ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и затем

сесть. Кто допустил ошибку- выбывает.

Например, такие слова: дорога, тигр, берёза, самолёт, пшеница, роза, змея,

дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, тепловоз, муравей, графин,

гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, киви, хоккей,

город, собака, банан, василёк, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес,

ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, билет, тапочки, паркет,

плющ, одуванчик, мимоза.

Умение различать звуки речи на слух

№1. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук «ж»: жук, пожар,

тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи и т.д.

№2. Звук «з»: звонок, глаза, дом, рыба, забор, коза, незабудка, луна. Зонтик, тетрадь.

Кто больше увидит и запомнит?

Цельь: развитие произвольного внимания, фонематического слуха.

Ведущий считает до 30, а дети в это время находят в комнате и запоминают

все предметы, в названии которых 2 слога, после называют эти предметы.

Внимательные руки

Цель: развитие произвольного внимания, фонематического слуха.

Если в слове есть «и»- поднять правую руку, «й»- левую. Нет ни той, ни

другой- руки на коленях.

Например, такие слова: лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш,

перо, алмаз, буйвол, вагон, златогривый, климат, прогулка, рассвет, аллея,

байдарка, учёный, диктант, ладонь, маленький, соседний, первый, айва,

солома, гибкий, яйцо, илистый, и т.д.

Закончи слово

Цель: развитие внимания речи, памяти, умения работать в группе.

6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге

называет слог, стоящий напротив- заканчивает словом и называет свой слог и

т.д.

Умение различать звуки на слух

Если услышите в слове звук «з» или «ж», покажите нужную букву:

жаворонок, кожа, зубы, жир, вязание, заколка, прожектор, поле и т.д.

Перекличка- путанка

Цель: развитие произвольного внимания.

Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети

откликаются лишь тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто

ошибается, тот выбывает из игры.

Не пропусти профессию

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширению

кругозора.

Дети встают в круг, ведущий читает слова, когда встречаются профессии, дети подпрыгивают на месте.

Например: лампа, водитель, ножницы, липа, токарь, сталевар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтёр, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономика, стрекоза, машинистка, пулемёт, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист, свеча, газета, шутка.

Разноцветные мячики

Цель: развитие внимания, быстроты мышления. Дети садятся в кружок.

Ведущий бросает красный или синий мяч. Если летит красный- поймавший называет гласный звук, если синий- согласный звук. Назови соседей

Цель: развитие внимания, памяти, скорости мыслительных процессов. Дети садятся в кружок, ведущий называет буквы алфавита. Поймавший называет « соседей» этой буквы. Если ошибается- выбывает.

Правая-левая

Цель: развитие произвольного внимания, слуха, сосредоточения,

фонематического слуха.

Ведущий читает ряд слов с согласной на конце. Дети поднимают правую руку, если окончание твёрдое; левую- если окончание мягкое. Например: брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель, топ, быль, сталь, вес, жарь, пыль, хорь, жар, лаз, мыс, петь, печаль, рост, пир, солист, трус. Худеть, грусть, груз, шаг, шаль, яд, юг, янтарь, щит, шторм.

Мячик- смягчитель

Цель: развитие внимания, речи, темпа мышления.

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч, произносит слово с твердым окончанием, а поймавший произносит то же слово, но с мягким окончанием. Например: угол- уголь, брат- брать, ел-ель, топ- топь, мел-, хор, стал,пыл, жар, был, цеп, любит, ходит, носит, мочит, варит, строит, обут, поит, ценит, хмурит, пилит, шутит, дал, пар, шар, прав.

Найди себе пару

Цель: развитие внимания, наблюдательности, мышления. Задание: найти себе пару и встать рядом, чтобы получилось слово. Детям раздаются карточки с написанными на них слогами: НА, СОС, КА, МЫШ, ТО, МАТ, ЖИ, ВОТ,ПАР,ТА,ВО,ДА-Сколько в слове слогов? Цель: развитие внимания, быстроты мышления Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, называет слово. Ребёнок называет количество слогов в этом слове.

Например: дуб, коза, брат, вода, шум, поле, зима, сундук, жираф, кот, шуба, каток, шар, часы, рука, чашка, мир, лес, мальчик, голова, хлеб, корова, змея, мука, кино, рыба, бабочка, бочка.

Синий- красный

Цель: развитие внимания, быстроты мышления.

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребёнок называет, сколько в этом слове: Гласных, если мяч красный; Согласных, если мяч синий.

Например: окно, лед, рама, книга, шум, лом, вода, перо, шляпа, корова, кошка, пол, вол, мыс, рука, лицо, стол, стул, шкаф, полка, хлеб, лес, дерево, лист, чашка, лук, кино, ракета, букет, сумка, зонт, живот, компот, кукла.

Рыба, птица, зверь

Цель: развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления. Дети садятся в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: « Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба » Тот игрок, на

котором остановилась считалка, должен быстро назвать нужное слово. Если ответ неверный, то ребёнок выбывает из игры.

Хор

Цель:развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Одного ребёнка просят выйти за дверь, а остальным дают карточки со

словами ( из одного предложения). По сигналу дети одновременно

произносят своё слово, а « отгадчик» должен понять и произнести

предложение целиком.

Примеры:

ШЁЛ ПО УЛИЦЕ ОТРЯД.

ПОШЛА КОЗА ЗА ОРЕХАМИ.

ВОТ ДВА ПЕТУХА.

ЛЕТЕЛА СОРОКА ВЫСОКО.

МУХА ДЕНЕЖКУ НАШЛА.

ПОВАР ГОТОВИЛ ОБЕД.

НА БОЛОТЕ СТОИТ ПЕНЬ.

Много- один

Цель: развитие внимания, быстроты мышления.

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч и называет слово во

множественном числе, а ребёнок возвращает мяч и говорит его в

единственном числе.

Например: грачи, леса, ряды, мосты, холмы, следы, кроты, косы, глаза,

шкафы, слоны. Кусты, носы, блины, листы, грибы, гномы, зонты.

Игры на развитие внимания, предлагаемые автором

Игра « Самый внимательный»

Цель: добиться автоматического запоминания таблицы сложения в пределах 10, развитие памяти и внимания. Оснащение: карточки с написанными примерами на сложение и вычитание в

пределах 10.

Ход игры: 1. Учитель смешивает все карточки и раздаёт детям. В зависимости от количества детей, количество карточек на столах может быть разное.

2.Дети кладут карточки с примерами перед собой в столбик. 1+2

4-2

3+3 и т.д.

Учитель у доски ведёт игру. Он показывает указкой поочерёдно на каждое число числового ряда.

Дети ищут у себя на парте пример на сложение или вычитание с указанным ответом и убирают его в сторону.

Когда учитель доходит до числа 10, у детей не должно остаться ни одной открытой карточки с примерами.

Игра «Да-нет» (на уроке геометрии)

Учитель: Я загадала фигуру (конус).

Ученики : Это объёмная фигура?

Учитель: Да.

Ученики : У неё есть вершина?

Учитель: Да.

Ученики :У неё есть грани ?

Учитель: Нет.

Ученики: Это конус?

Учитель: Да.

Игра « Угадай слово»(с использованием алфавита)

Дети должны угадать слова, состоящие из трёх букв.

1. Первая буква находится после буквы Л, вторая - первая в алфавите,

третья- сразу после Й (МАК).

Игра « Угадай букву» (с использованием алфавита)

Учитель загадывает какую-нибудь букву, например, букву Ж.

Учащиеся с помощью наводящих вопросов узнают, что это за буква. Дети: Эта буква находится в начале алфавита? Учитель: Да. Дети: Эта буква гласная? Учитель: Нет.

Дети: Эта буква находится до Й? Учитель: Да.

Дети: Эта буква находится до буквы Е? Учитель: Нет.

Дети: Эта буква после Ё вторая? Учитель: Нет. Дети: Это буква Ж? Учитель: Да.

05.03.2015 16:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!