СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Съедобное—несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.
Оборудование: мяч, мел.
Описание. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет)
ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например,
яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны
поймать брошенный мяч и передвинуться вперед на одну клетку,
нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны
отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если
дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или
пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем
классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс,
становится ведущим».
Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5—б классов.
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.
Игры на развитие внимания, применяемые на уроках русского языка,
математики, чтения, геометрии
Изучение процессов произвольного внимания
Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
1.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-НЕССАС ДАТАЛАТТА
2.ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
3.РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА
4.ГРУММОПД
5.ВАТЕРПРООФЕТТАСЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДА-ТОНОВ
6.ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
7.ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВА ТЕНОРРА
8. ЛАЙОНОСАНДЕРА
9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ
10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
11. МУСЕРЛ01ТРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ
12. АДСЕЛАНОГРИВАНТЖЮДАРОЧАН 13.БЕРМ0111НАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА-ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН
14. ОСТИМАРЕ
Исправь ошибки
Шмель летит и жужжыт.
Дети заблудились в чаще леса.
У мамы красивая брош.
Дети соглашались с учителем и кивали руками.
Напарте лежали учебники.
В мае трава ярко жёлтого цвета.
Солнце тряталось за верхушками деревьев.
В августе в саду расцвели яблони и вишни.
На полке лежали замочик и ключик.
Найди слова и подчеркни
Фпитзмкунцзниакотилмартпонмячв
Тршлдь1мьшощйьшшдасор31пнтспржо
Квиаипшубаывакртьамамаоаипоазш
Отшмлорорвбуранстралгпалканио
Одыраметлатаиогуавтобусшигмик
Не пропусти растение
Цель: развитие способности к переключению внимания.
Описание игры: дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит
ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и затем
сесть. Кто допустил ошибку- выбывает.
Например, такие слова: дорога, тигр, берёза, самолёт, пшеница, роза, змея,
дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, тепловоз, муравей, графин,
гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, киви, хоккей,
город, собака, банан, василёк, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес,
ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, билет, тапочки, паркет,
плющ, одуванчик, мимоза.
Умение различать звуки речи на слух
№1. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук «ж»: жук, пожар,
тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи и т.д.
№2. Звук «з»: звонок, глаза, дом, рыба, забор, коза, незабудка, луна. Зонтик, тетрадь.
Кто больше увидит и запомнит?
Цельь: развитие произвольного внимания, фонематического слуха.
Ведущий считает до 30, а дети в это время находят в комнате и запоминают
все предметы, в названии которых 2 слога, после называют эти предметы.
Внимательные руки
Цель: развитие произвольного внимания, фонематического слуха.
Если в слове есть «и»- поднять правую руку, «й»- левую. Нет ни той, ни
другой- руки на коленях.
Например, такие слова: лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш,
перо, алмаз, буйвол, вагон, златогривый, климат, прогулка, рассвет, аллея,
байдарка, учёный, диктант, ладонь, маленький, соседний, первый, айва,
солома, гибкий, яйцо, илистый, и т.д.
Закончи слово
Цель: развитие внимания речи, памяти, умения работать в группе.
6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге
называет слог, стоящий напротив- заканчивает словом и называет свой слог и
т.д.
Умение различать звуки на слух
Если услышите в слове звук «з» или «ж», покажите нужную букву:
жаворонок, кожа, зубы, жир, вязание, заколка, прожектор, поле и т.д.
Перекличка- путанка
Цель: развитие произвольного внимания.
Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети
откликаются лишь тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто
ошибается, тот выбывает из игры.
Не пропусти профессию
Цель: развитие способности к переключению внимания, расширению
кругозора.
Дети встают в круг, ведущий читает слова, когда встречаются профессии, дети подпрыгивают на месте.
Например: лампа, водитель, ножницы, липа, токарь, сталевар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтёр, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономика, стрекоза, машинистка, пулемёт, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист, свеча, газета, шутка.
Разноцветные мячики
Цель: развитие внимания, быстроты мышления. Дети садятся в кружок.
Ведущий бросает красный или синий мяч. Если летит красный- поймавший называет гласный звук, если синий- согласный звук. Назови соседей
Цель: развитие внимания, памяти, скорости мыслительных процессов. Дети садятся в кружок, ведущий называет буквы алфавита. Поймавший называет « соседей» этой буквы. Если ошибается- выбывает.
Правая-левая
Цель: развитие произвольного внимания, слуха, сосредоточения,
фонематического слуха.
Ведущий читает ряд слов с согласной на конце. Дети поднимают правую руку, если окончание твёрдое; левую- если окончание мягкое. Например: брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель, топ, быль, сталь, вес, жарь, пыль, хорь, жар, лаз, мыс, петь, печаль, рост, пир, солист, трус. Худеть, грусть, груз, шаг, шаль, яд, юг, янтарь, щит, шторм.
Мячик- смягчитель
Цель: развитие внимания, речи, темпа мышления.
Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч, произносит слово с твердым окончанием, а поймавший произносит то же слово, но с мягким окончанием. Например: угол- уголь, брат- брать, ел-ель, топ- топь, мел-, хор, стал,пыл, жар, был, цеп, любит, ходит, носит, мочит, варит, строит, обут, поит, ценит, хмурит, пилит, шутит, дал, пар, шар, прав.
Найди себе пару
Цель: развитие внимания, наблюдательности, мышления. Задание: найти себе пару и встать рядом, чтобы получилось слово. Детям раздаются карточки с написанными на них слогами: НА, СОС, КА, МЫШ, ТО, МАТ, ЖИ, ВОТ,ПАР,ТА,ВО,ДА-Сколько в слове слогов? Цель: развитие внимания, быстроты мышления Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, называет слово. Ребёнок называет количество слогов в этом слове.
Например: дуб, коза, брат, вода, шум, поле, зима, сундук, жираф, кот, шуба, каток, шар, часы, рука, чашка, мир, лес, мальчик, голова, хлеб, корова, змея, мука, кино, рыба, бабочка, бочка.
Синий- красный
Цель: развитие внимания, быстроты мышления.
Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребёнок называет, сколько в этом слове: Гласных, если мяч красный; Согласных, если мяч синий.
Например: окно, лед, рама, книга, шум, лом, вода, перо, шляпа, корова, кошка, пол, вол, мыс, рука, лицо, стол, стул, шкаф, полка, хлеб, лес, дерево, лист, чашка, лук, кино, ракета, букет, сумка, зонт, живот, компот, кукла.
Рыба, птица, зверь
Цель: развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления. Дети садятся в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: « Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба » Тот игрок, на
котором остановилась считалка, должен быстро назвать нужное слово. Если ответ неверный, то ребёнок выбывает из игры.
Хор
Цель:развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Одного ребёнка просят выйти за дверь, а остальным дают карточки со
словами ( из одного предложения). По сигналу дети одновременно
произносят своё слово, а « отгадчик» должен понять и произнести
предложение целиком.
Примеры:
ШЁЛ ПО УЛИЦЕ ОТРЯД.
ПОШЛА КОЗА ЗА ОРЕХАМИ.
ВОТ ДВА ПЕТУХА.
ЛЕТЕЛА СОРОКА ВЫСОКО.
МУХА ДЕНЕЖКУ НАШЛА.
ПОВАР ГОТОВИЛ ОБЕД.
НА БОЛОТЕ СТОИТ ПЕНЬ.
Много- один
Цель: развитие внимания, быстроты мышления.
Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч и называет слово во
множественном числе, а ребёнок возвращает мяч и говорит его в
единственном числе.
Например: грачи, леса, ряды, мосты, холмы, следы, кроты, косы, глаза,
шкафы, слоны. Кусты, носы, блины, листы, грибы, гномы, зонты.
Игры на развитие внимания, предлагаемые автором
Игра « Самый внимательный»
Цель: добиться автоматического запоминания таблицы сложения в пределах 10, развитие памяти и внимания. Оснащение: карточки с написанными примерами на сложение и вычитание в
пределах 10.
Ход игры: 1. Учитель смешивает все карточки и раздаёт детям. В зависимости от количества детей, количество карточек на столах может быть разное.
2.Дети кладут карточки с примерами перед собой в столбик. 1+2
4-2
3+3 и т.д.
Учитель у доски ведёт игру. Он показывает указкой поочерёдно на каждое число числового ряда.
Дети ищут у себя на парте пример на сложение или вычитание с указанным ответом и убирают его в сторону.
Когда учитель доходит до числа 10, у детей не должно остаться ни одной открытой карточки с примерами.
Игра «Да-нет» (на уроке геометрии)
Учитель: Я загадала фигуру (конус).
Ученики : Это объёмная фигура?
Учитель: Да.
Ученики : У неё есть вершина?
Учитель: Да.
Ученики :У неё есть грани ?
Учитель: Нет.
Ученики: Это конус?
Учитель: Да.
Игра « Угадай слово»(с использованием алфавита)
Дети должны угадать слова, состоящие из трёх букв.
1. Первая буква находится после буквы Л, вторая - первая в алфавите,
третья- сразу после Й (МАК).
Игра « Угадай букву» (с использованием алфавита)
Учитель загадывает какую-нибудь букву, например, букву Ж.
Учащиеся с помощью наводящих вопросов узнают, что это за буква. Дети: Эта буква находится в начале алфавита? Учитель: Да. Дети: Эта буква гласная? Учитель: Нет.
Дети: Эта буква находится до Й? Учитель: Да.
Дети: Эта буква находится до буквы Е? Учитель: Нет.
Дети: Эта буква после Ё вторая? Учитель: Нет. Дети: Это буква Ж? Учитель: Да.
© 2015, Полянская Татьяна Васильевна 3974