СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с помощью игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

В эпоху всеобщей информатизации, когда дети с рождения окружены большим потоком нужной и не нужной информации, проблема внимания стоит особо остро. Проблема развития внимания является актуальной именно в старшем дошкольном возрасте, т. к. необходимо подготовить ребенка к обучению в школе. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности. Состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка: из-за неумения управлять вниманием ребенок испытывает трудности в изучении нового. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. Детям с проблемами внимания трудно сосредоточиться, невозможной оказывается длительная концентрация, малейшие пометки отвлекают их. Развитие произвольного внимания становится условием успешной познавательной деятельности дошкольника, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для воспитателя. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат – все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л. С. Выготский, Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин. и многие другие. Так, Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость. В своих трудах отечественный психолог Н. Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Л. С. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее значение для человека. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания. Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание. По степени активности выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Выделяют следующие характеристики внимания: первичные (объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение) и вторичные (переключаемость и колебания). Касательно проблемы развития внимания в дошкольном детстве, следует обратить внимание на то, что психологу дошкольного образовательного учреждения необходимо помнить, что внимание в своем развитии проходит несколько последовательных этапов: - второй-третий год жизни: достаточно хорошее развитие произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет; - четыре с половиной, пять лет: проявление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого; - пять-шесть лет: возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства), внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий; - семь лет: дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое. В дошкольном возрасте развитие внимания связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания. В дошкольном возрасте значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи и познавательных процессов, внимание становится опосредствованным. Первые исследования по психологии игры, начатые при жизни Л. С. Выготского, были проведены С. Н. Варшаловой, экспериментально исследовавшей отношения между словом, предметом и действием в игровой и доигровой деятельности детей. Д. Б. Эльконин рассматривает развивающую функцию игры. Через игру быстрее и легче происходит развитие основных свойств внимания, что влечет за собой качественное усвоение учебного материала. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения. Экспериментальную работу провели в МБОУ «Детский сад №108 «Сказка». В исследовании приняло участие 22 ребенка. Диагностику детей подготовительной группы мы провели с использованием следующего диагностического инструментария: методика «Запомни и расставь точки», кольца Ландольта, методика «Нарисуй треугольники», методика «Перепутанные линии». Методика «Запомни и расставь точки» позволяет определить объем внимания. Результаты показали, что 5% испытуемых (1 ребенок) имеют очень низкий объем внимания, 27% (6 человек) – низкий объем внимания, 45% (10 человек) – средний. 23% (5 человек) – высокий уровень объема внимания, очень высокого уровня объема внимания не выявлено. Следующая методика которую мы использовали – методика Кольца Ландольта. Данная методика позволяет определить продуктивность и устойчивость внимания. Результаты показали, что в нашей выборке 50% детей (11 человек) имеют средний уровень продуктивности внимания, 23% (5 человек) – низкий уровень и 27% (6 человек) – высокий уровень. Далее мы определили уровень развития переключения внимания с помощью методики «Нарисуй треугольники». Эта методика определяет индивидуальные различия в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой. Данные констатирующего эксперимента показали, что в нашей выборке 55% детей (12 человек) имеют средний уровень развития переключения внимания, 27% (6 человек) – низкий уровень и 18% (4 человека) – высокий уровень. Следующая методика «Перепутанные линии» определят устойчивость внимания. Оказалось, что высоким уровнем развития устойчивости внимания обладают лишь 18% детей нашей выборки (4 человека), средний уровень имеют 27% дошкольников (6 человек). Ниже среднего уровня развития устойчивости внимания имеют 32% испытуемых (7 человек). Отметим, что в нашей выборке есть испытуемые, которые имеют низкие показатели устойчивости внимания – 23% (5 человек). В научной литературе представлен тезис о том, что у девочек более развитое произвольное внимание, чем у мальчиков. Мы решили проверить данный тезис с помощью Т-критерия Стьюдента. Полученное эмпирическое значение t (1,6) находится в зоне незначимости. Соответственно можем констатировать, что в нашей выборке дошкольников нет зависимости уровня развития свойств внимания от гендерного признака. Нами была разработана и проведена развивающая программа, состоящая из 10 занятий с элементами игры по 20-30 минут. После проведения развивающей программы нами были получены следующие результаты. В нашей выборке только 23% (первоначально 27%) дошкольников имеют низкий объем внимания, 27% (первоначально 23%) – высокий уровень, 50% (первоначально 45%) дошкольников имеют средний уровень. 18% (первоначально 23%) дошкольников имеют низкий уровень продуктивности внимания, 32% (первоначально 27%) – высокий уровень, 50% дошкольников имеют средний уровень как и первоначально. Дело в том, что количество детей, имеющих средний уровень развития продуктивности внимания, осталось таким же, но некоторые из них – это дети, у которых раньше был низкий уровень развития, т.е. динамика налицо. Также в нашей выборке 23% (первоначально 27%) респондентов имеют низкий уровень переключения внимания, 27% (первоначально 18%) – высокий уровень, 50% (первоначально 55%) детей имеют средний уровень развития переключения внимания. Высоким уровнем развития устойчивости внимания обладают уже 23% (первоначально 18%) детей нашей выборки, средний уровень имеют 32% (первоначально 27%) дошкольников. Ниже среднего уровня развития устойчивости внимания имеют 27% (первоначально 32%) испытуемых. Отметим, что в нашей выборке есть испытуемые, которые имеют низкие показатели устойчивости внимания – их осталось только 18% (первоначально 23%). Экспериментальные данные контрольного эксперимента показали, что разработанная нами программа развития внимания дошкольников с помощью игры продуктивна. Но для достижения больших результатов необходимо вести целенаправленную, планомерную, индивидуальную работу с дошкольниками, привлечь родителей и воспитателей. Нами были предложены рекомендации воспитателям по развитию внимания у дошкольников: - Развивать слуховое внимание через дидактические игры. - Часто менять формы деятельности. - Использовать на занятиях элементы игры. - Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. - Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное. - Учить ребенка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления. - Учить детей управлять вниманием в соответствии с целью. - Учить детей сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. - Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка. - Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации. Также нами были предложены рекомендации родителям, а именно мы раскрыли родительские ошибки в развитии навыков концентрации внимания у детей дошкольного возраста: - Перед ребенком ставятся слишком сложные задачи. Вы не можете подталкивать процесс психофизиологического созревания вашего ребенка. Поэтому – соотносите задачу и детские возможности прикладывать волевые усилия, чтобы с нею справиться. - Требование выполнить продолжительную по времени работу за раз. Да еще фразы типа: «Чем быстрее справишься, тем быстрее займешься своими делами». Даже взрослые предпочитают разделение на этапы. Поэтому – поделите вместе с ребенком задание на части, назовите это «шагами» или «ступеньками», и только после этого пусть он приступит к поставленной перед ним задаче. - Пренебрежение к мелким помехам. То, на что взрослые привычно не обращают внимания, для ребенка становится досадным отвлечением. Создайте для него зону с минимумом внешних случайных сигналов – телефонных звонков, посторонних разговоров, наваленных на столе вещей и игрушек… - Неуважительное отношение к усилиям ребенка. А ведь для него – не отвлекаться от занятия – такая же сложная задачка, как для того, кто впервые садится за руль. Поддержите ребенка, будьте на его стороне, станьте его «инструктором по вождению». - Пренебрежение тренировками внимания. Продолжим прежнюю аналогию с освоением техники вождения. Чем больше тренировок, тем быстрее обретается навык. - Игнорировать, что мозг и весь организм – это единая слаженная система. Если ребенок только что переболел или не доспал, или не поел вовремя, или ослаблен, то результат – неизбежное снижение познавательной активности и рассеянное внимание. Так что временное снижение интеллектуальных нагрузок на этот период обязательно. - Перегруженность ребенка заданиями в ущерб его личным интересам.

Категория: Психологу
29.10.2018 20:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!