СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры на уроках английского языка в начальной школе.

Автор Белоцицко Наталья Александровна

Основные положения.

Вот к чему я стремлюсь, играя с моими учениками.

  1. Доступность объяснения. Правила игры должны быть просты. Я думаю. Лучше всего объяснять правила игры на родном языке ученика, а оставшееся время потратить на саму игру. ( Я трачу на объяснение правил всего пару минут и остается достаточно времени поиграть. Это лучше, чем все отведенное время объяснять правила на иностранном языке.)
  2. Простота. Отсутствие дорогих и сложных материалов для игры.
  3. Универсальность. Я люблю игры, которые легко можно подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.

Цель игровых технологий обучения - способность развития речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены во время проведения игр.

Об обучающих возможностях использования игровых технологий известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляется особенно полно порой неожиданные способности любого человека, а ребенка – в особенности.

По определению М.Ф. Стронина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности и самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации.

Культуролог и философ Й. Хейзинга отмечал, что человеческая культура возникла и развертывалась в игре.

О социальной воспитывающей роли игры писал известный психолог Л.С. Выготский, который полагал, что «игра – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок».

А.Н. Леонтьев считал, что «игра – свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов».

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  1. развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  2. коммуникативную (освоение диалектики общения);
  3. диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознания в процессе игры);
  4. игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
  5. самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);
  6. межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
  7. социализации (включение в систему общественных отношений).

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди используют с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интесификацию учебного процесса.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;

- как элементы (иногда весьма существенные) какого-то другого метода;

- в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);

- возможно использование игры при организации внеклассных мероприятий.

Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умения принятия решения (как поступить, как выиграть). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик говорит на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей иностранного языка, но значение игры невозможно исчерпать развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильной заданий – все это делает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач:

- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровая форма занятия создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают, как средство пробуждения, стимулирование учащихся. Желание принять участие в игре мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Несмотря на четкие условия игровой ситуации и ограниченность языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственную речь, но и жесты, мимику и т.д., имеет ярко выраженную целенаправленность.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение задания связываетсяс игровым результатом.

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения зависят от понимания учителем фунуций и классификаций различного рода игр.

Игры делятся по виду деятельности на:

  1. физические (двигательные);
  2. интеллектуальные (умственные);
  3. трудовые;
  4. социальные;
  5. психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- деловые;

- имитационные;

- игры-драматизации.

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:

  1. Дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки.
  2. Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество и коммуникативность, формируют определенные подходы и позиции, нравственные. Эстетические и мировоззренческие установки.
  3. Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогию.
  4. Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению.

Место игры на уроке и отводимое время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся. Изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течении3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.

Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют фомированию речевых навыков. Все они способствуют формированию речевых навыков.

Овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Применение игровых технологий обучения помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала.

Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления.

Таким образом, одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо проявить чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, что учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению реальных ситуаций, так как урок иностранного языка – это не только игра. Опыт убеждает, что использование игровых технологий обучения способствует познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим, коллективным.

Приложение

«Звуки животных»

Количество учащихся: 8 и больше человек.

Время: 5 – 10 минут.

Необходимые материалы: нет.

Подготовка: нет.

Методика проведения.

  1. Попросите учащихся стать в круг. Ведущий игры должен пройти по кругу и назвать (на английском языке) каждому участнику на ухо названия двух животных, звуки которых он будет имитировать. У детей должны быть завязаны глаза.
  2. Отведите их друг от друга, чтобы пары были спутаны. После этого дети должны начать имитировать звуки животных и стараться найти свою пару.
  3. Игра заканчивается, когда каждый участник находит свою пару.

«Разыгрывание шарад»

Количество учащихся: 8 и больше человек.

Время: 10 минут.

Необходимые материалы: на чем и чем рисовать.

Подготовка: нет.

Примечание.

Ознакомьте учеников с приведенной ниже инструкцией. По возможности принимайте участие в решении задачи, но предоставьте детям возможность творчества.

Методика проведения.

  1. Введите словарный запас урока и его основные идеи.
  2. Разделите класс на 2 команды и дайте каждой команде определенное количество слов, которые они должны представить в сценках или рисунках.
  3. Другая команда должна угадать эти слова.
  4. Пусть участники команды подведут итоги игры.

«Алфавитная»

Количество учащихся: 6 и больше человек.

Время: 5 – 10 минут.

Необходимые материалы: нет.

Подготовка: нет.

Методика проведения.

  1. Ученики тренируются в постановке вопроса – ответа «Как твое имя? – Мое имя (Наташа)».
  2. После этого они становятся в алфавитном порядке в линию (закрепление знания алфавита).
  3. Затем дети становятся в обратном порядке (Z – A).

«Квадрат»

Количество учащихся: 6 и больше человек.

Время: 5 минут.

Необходимые материалы: словарь, ручка и листок бумаги.

Подготовка: нет.

Методика проведения.

  1. Каждый ученик чертит таблицу размером 4 на 4 клетки, куда вписывает названные учителем любые 16 букв алфавита ( из них 5 гласные) в произвольном порядке.
  2. Затем дети должны из этих букв составить как можно больше слов.
  3. В любом слове можно использовать каждую букву 1 раз.

«Найти человека»

Количество учащихся: 8 и больше человек.

Время: 10 минут.

Необходимые материалы: ручка и листок бумаги.

Подготовка: нет.

Методика проведения.

  1. Каждый ученик получает листок с заданием.
  2. Он должен найти людей, отвечающих данному определению или задавать соответствующие вопросы (общие), чтобы получить информацию и заполнить правую колонку с именами.
  3. Затем он должен составить полные предложения, например, Elena has got green eyes.

«Лжец»

Количество учащихся: 6 и больше человек.

Время: 15 минут.

Необходимые материалы: ручка и листок бумаги.

Подготовка: нет.

Методика проведения.

  1. Учитель пишет на доске несколько утверждений о себе, предупредив учеников, что часть из них - правда, а часть - нет.
  2. : I have got 3 daughters.

I have got a 21 – year – old son.

I studied English in England.

I went to Spain in summer.

I am a vegetarian.

Last year I read 50 books in English.

  1. Затем предложить ученикам составить подобные предложения о себе.
08.02.2016 17:22


Рекомендуем курсы ПК и ПП