СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
При работе с кадрами над введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) рекомендуется, чтобы учителя школы разработали индивидуальные планы своего профессионального развития, направленного на освоение и работу по новым стандартам.
Индивидуальный план отличается от общего тем, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога. Большее место здесь отводится самообразованию, обучению на рабочем месте, и учитель предстает уже сформировавшимся субъектом собственного профессионального развития.
Индивидуальные планы, как правило, разрабатываются самими учителями. Самостоятельно написать качественный индивидуальный план может только зрелый педагог, хорошо информированный по вопросам реализации ФГОС, осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному совершенству.
Написание плана – это творческая работа, и насколько она станет такой на практике, во многом зависит от руководителя школы. Педагогам необходимо подсказать, что можно использовать для приобретения нужных знаний и умений при работе по новому стандарту, какими возможностями системы методической работы школы, муниципальной службы и региональной системы ДППО стоит воспользоваться. Важно, чтобы сама процедура разработки индивидуального плана не была забюрократизирована и не приобрела формальный характер. У многих педагогов еще сохранились в памяти не вызывающие положительных эмоций планы самообразования.
План – это прогнозирование профессионального роста, развития, это средство, помогающее учителю подняться над повседневностью, очертить новые границы, определить перспективы, обозначить будущие профессиональные достижения. Задача руководителя состоит в том, чтобы планирование профессионального развития постепенно становилось для педагога не только обязанностью, но и внутренней потребностью, помогало продвигаться вперед, самостоятельно решать новый задачи.
Все планы повышения квалификации (индивидуальный, в частности) должны обсуждаться и утверждаться одним из органов управления методической работой. Рекомендуется заслушать и утвердить планы на заседаниях методического объединения учителей начальной школы, согласовать их содержание с задачами разработки и реализации проекта введения ФГОС. Предварительно планы могут быть просмотрены председателем МО, завучем, опытными учителями школ – экспертами, они же помогут внести замечания, поправки, дать рекомендации по их доработке.
Ниже приводится структура индивидуального плана профессионального развития учителя, и даются рекомендации по его содержанию.
В структуре плана семь разделов, и в совокупности они отражают разнообразные направления деятельности педагога, актуальные для введения ФГОС. Однако это не означает, что по каждому из них должна быть обязательно спланирована определенная работа. Нужно исходить из реальных задач, потребностей и возможностей учителя и школы.
Контролировать самостоятельную работу учителей по повышению квалификации трудно. Поэтому в плане предусматриваются специальные меры управления реализацией плана: формы представления промежуточных и итоговых результатов и отчетность по ним. В конце отчетного периода в плане делается запись о его выполнении и степени подготовленности педагога к работе по ФГОС. Отчетные материалы и сам план могут собираться, систематизироваться и храниться в портфолио учителя в электронном виде и на бумажных носителях.
Целесообразно разрабатывать план на один учебный год и конкретно (например, по четвертям) указывать в нем сроки выполнения запланированной деятельности. Однако могут быть разработаны планы или их отдельные разделы на перспективу и в четыре года.
Даже хорошо разработанные планы не исключают корректировку, которая осуществляется по мере их выполнения, так как ситуация в работе учителя по истечении определенного времени может меняться.
Индивидуальный план
профессионального развития учителя
Структура плана
Цели профессионального развития
Цель 1 ________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель 2.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель 3
________________________________________________________________________________________________________________________________
и т. д.
Разделы плана
1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС
В этом разделе указывается следующее: по каким вопросам реализации ФГОС будет изучаться литература, работы каких авторов будут прочитаны учителем (называются основные труды).
Формой представления отчета могут быть доклад, аналитическая статья, аннотации к прочитанным книгам. Результаты изучения литературы могут использоваться в других формах отчетности.
Вопросы введения ФГОС |
Литература, нормативные правовые документы |
Задачи использования литературных источников |
Сроки |
Форма отчетности |
Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
|
Начало |
Окончание |
|||||
2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса
Здесь предполагается то, что будет разрабатываться учителем для обеспечения учебно-воспитательного процесса по новому ФГОС: разделы основной образовательной программы школы, авторские (откорректированные) программы учебных курсов, календарно-тематическое и поурочное планирование, конспекты уроков. Сюда могут войти подборки упражнений, дидактического материала, контрольных работ, тестовых заданий, планы воспитательной работы, планы работы кружков, сценарии мероприятий.
В качестве отчета могут быть представлены сами разработанные материалы или рекомендации по их использованию для своих коллег.
Задачи или содержание деятельности |
Сроки |
Форма представления результатов работы |
Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
|
Начало |
Окончание |
|||
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Третий раздел предлагает учителю обобщить свой опыт введения ФГОС. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу опыта, осуществлению дополнительных разработок. Возможна подготовка сообщений, передача обобщенного опыта своим коллегам в форме мастер-класса, открытых уроков, семинаров и др.
Обобщенный опыт также может быть представлен в виде статьи, рекомендации, доклада либо методических разработок.
Задачи или содержание деятельности |
Сроки |
Форма представления результатов работы |
Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
|
Начало |
Окончание |
|||
4. Участие в системе школьной методической работы
В данном разделе указываются методические мероприятия школы, осуществляемые в рамках введения ФГОС, в которых предполагает участвовать учитель, и выполняемые им задачи.
Школьное мероприятие |
Сроки |
Выполняемые виды работ (решаемые задачи) |
Форма представления результатов работы |
|
Начало |
Окончание |
|||
5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
Пятый раздел предлагает темы курсов по вопросам, связанным с реализацией ФГОС (программ, модулей), которые хотел бы окончить учитель.
Отчетом о прохождения курсов служат курсовые работы, рефераты, зачетные уроки, супервизии, выполненные задания и др.
Темы курсов |
Место прохождения курсов |
Форма прохождения курсов ПК |
Сроки |
Форма отчета о результатах подготовки |
|
Начало |
Окончание |
||||
6. Руководство повышением квалификации других учителей
Данный раздел поможет в работе по подготовке других учителей школы к введению ФГОС, за которые отвечает конкретный педагог. Руководит ли стажировкой молодых специалистов, ведет ли мастер-класс по проблеме, связанной с введением ФГОС, проводит ли консультации и участвует в супервизиях, работает ли с информационными ресурсами Интернета либо готовит подборки методической литературы.
Отчетом о работе служит число подготовленных учителей и методические разработки проведенных с ними мероприятий.
Организационные формы работы с учителями школы |
Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров |
Сроки |
Количество учителей |
|
Начало |
Окончание |
|||
7. Работа в составе органов управления школой и рабочей группы проекта введения ФГОС
В разделе указываются органы управления школой, в составе которых работает учитель, виды выполняемых им работ, сроки выполнения и результаты.
Отчетом служат продукты, выполненные в рамках проекта введения ФГОС: программы, КИМы, рекомендации и др., обеспечивающие работу всей команды учителей начальной школы.
Органы разработки и реализации проекта |
Виды выполняемых работ |
Сроки исполнения работ |
Результаты |
|
Начало |
Окончание |
|||
Оценка результатов подготовленности учителя к реализации ФГОС
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагогическое проектирование
На основании результатов работы секций участники конференции выдвинули в качестве резолюции следующие положения. 1. Признать педагогическое проектирование перспективным направлением и эффективным средством достижения современного качества начального образования. 2. Рекомендовать: – муниципальным методическим службам акцентировать внимание на научно-методическом сопровождении ФГОС при разработке и реализации индивидуальных и коллективных профессиональных проектов по различным инновационным направлениям развития начального образования. Особое внимание уделить расширению тематики профессиональных проектов и развитию ИКТ-компетентности педагогов. Организовать методическое сопровождение ФГОС в средовом проектировании по сетевому взаимодействию социальных субъектов-участников воспитательного процесса: школы, семьи, культурных и общественных организаций. – руководителям муниципальных органов управления образованием, муниципальным методическим службам в целях совершенствования процедуры аттестации педагогических кадров обеспечить условия профессионального роста и совершенствования педагогических работников на муниципальном уровне и активное участие в образовательных событиях регионального уровня; стимулировать участие педагогов в работе творческих групп различного уровня по проектированию профессиональной деятельности. – руководителям образовательных учреждений обратить внимание на необходимость стимулирования и разноплановой поддержки учителей начальных классов, разрабатывающих и реализующих профессиональные проекты по различным направлениям инновационного развития начального образования. Учесть положительный опыт реализации проектов по осуществлению исследовательского обучения, организации внеурочной деятельности, формированию и развитию ИКТ-компетентности и оценочной деятельности, культуры безопасного и здорового образа жизни, духовно-нравственного развития младших школьников. Обратить внимание педагогических коллективов на то, что проектирование деятельности в этих направлениях позволяет ускорить достижение планируемых результатов, обозначенных в ФГОС, позволяет более эффективно разработать и реализовать основную образовательную программу начального общего образования. – центру научно-методического сопровождения деятельности ММС НИПКиПРО обеспечить создание эффективных механизмов и инструментов формирования и продвижения позитивного опыта образовательных учреждений и педагогических работников по проектированию изменений в школе при переходе на ФГОС НОО. Организовать и методически поддерживать проведение конкурсов профессиональных проектов на муниципальном и региональном уровнях. – учителям начальных классов при проектировании "рабочих " программ учитывать методические рекомендации по формированию УУД, разработанные авторами УМК; организовывать свою профессиональную деятельность на основе разработки и реализации методических профессиональных проектов, учитывая ограниченность своих ресурсов и выбирая тематику, актуальную в конкретных условиях; 3. Организовать на региональном уровне (НИПКиПРО) обучение и консультирование педагогов по разработке проектов по введению ФГОС НОО в школе, предусмотрев систему методических мероприятий; разработать стратегию диссеминации опыта эффективного проектирования педагогической деятельности в различных инновационных направлениях. 4. Опубликовать лучшие авторские проекты учителей, представленные на конференции, в газете "Педагогическое эхо ", журнале "Сибирский учитель ". При подведении итогов конференции был высказан ряд предложений по тематике следующего образовательного события регионального уровня, посвящённого введению ФГОС НОО, отмечены наиболее интересные выступления на секциях, выражена благодарность организаторам за возможность профессионального общения на актуальную тему.
© 2015, Гимадиева Назира Хакимулловна 5838