СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие у младших школьников познавательных интересов, любознательности, наблюдательности, желания и умения учиться – «вечные» задачи, которые призвана решать начальная школа.
Одним из важнейших средств решения поставленных задач учёные выделяют информативность урока, то есть использование в учебном процессе информационно насыщенных материалов, интересных заданий и упражнений, составленных с учётом мотивационного, содержательного и процессуального компонентов обучения, элементов юмора и тому подобное.
Материалы подобного типа, используемые на уроках в начальных классах, бывают разных видов:
– прежде всего – познавательная информация (раскрытие исторических аспектов проблемы, этимологии того или иного понятия и т. д.);
– дополнительные сведения о том, что дети уже частично знают;
– сведения о тех или иных открытиях, изобретениях;
– материалы, связанные с жизнью и деятельностью известных учёных, общественных деятелей и т. д.
Охарактеризуем выделенные подходы на материале уроков русского языка.
Сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале помогут высказывания выдающихся людей о том или ином языковом явлении.
Такой своеобразный эпиграф к уроку должен быть созвучным с его темой, например:
Без грамматики не выучить и математики.
Народное творчество
Знаки препинаний – это как нотный знак. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К. Паустовский
Словарь – это целый мир в алфавитном порядке.
А. Франс
Хорошо сказанное слово – это уже музыка.
К. Станиславский
В процессе объяснения изучаемого материала уместно практиковать раскрытие исторических аспектов проблемы. Так, знакомя учеников с буквами и звуками, целесообразно подать некоторые исторические сведения.
Слово «буква» пришло во все славянские языки от немцев. В них оно означало «буковое дерево», а также «дощечку из дерева, предназначенную для письма», у нас сначала слово «буки» было названием буквы «б», а затем названием любой из букв.
Киевская Русь была государством с развитой письменностью. Об этом свидетельствует интересный исторический факт. Когда дочь Ярослава Мудрого выходила замуж за французского короля Генриха I (1048 год), нужно было в документе о замужестве поставить свою подпись. Анна красивыми кириличными буквами написала «Анна регина», что означало «Анна королева», а Генрих I поставил крестик, так как был необразованным.
Во время изучения пунктуации детей заинтересует и такая информация:
Самый древний знак препинания – точка. В некоторых грамматиках прошлого знак препинания – точки – рекомендовалось писать шестью, пятью или четырьмя точками.
Запятую иногда называют бабушкой нашего письма, хотя ей всего 300 лет. Впервые ее употребил Альдо Мануцци из итальянского города Венеции. Поскольку запятая – не точка, то есть их нужно различать, он «приделал» точке хвостик.
Вопросительный знак появился в XVIII веке, а до той поры его роль выполняла точка с запятой (;). Выдумали его в древнем Риме. А случилось это вот как. В конце вопросительного предложения римляне просто начали писать слово «вопрос». Но чтобы экономить драгоценную бумагу, писали только первую букву, а ниже, под ней – последнюю (у них это буква «о»), которая впоследствии стала обычной точкой.
Значительно активизирует познавательную деятельность учеников цифровой материал, который свидетельствует о весомости предмета разговора на уроке, становится базой для сравнения, обобщения изучаемого, подчеркивания его значимости.
Количество букв в различных алфавитах различное. В русском алфавите, например, 33 буквы, в английском – 26, в украинском – 33. В гавайском языке насчитывается всего 6 букв обозначающих гласные звуки и 5 – обозначающих согласные. Слова в основном односложные. Однако утверждают, что изучить гавайский тяжелее, чем японский и китайский, вместе взятые.
С которой скоростью человек может писать? Оказывается, что в обычных условиях скорость письма взрослого человека составляет 15 – 20 слов за минуту, а с помощью стенографии – свыше 100.
Конечно, дело не только в количестве написанных букв и слов. Стоит, в первую очередь, не забывать, что написанное нами может прочитать (и, наверное, прочитает) другой человек, поэтому оно должно быть четким, опрятным и. вежливым.
С целью обогащения урока информационно насыщенными материалами уместно использовать сведения из сравнительного языкознания. Это будет развивать интерес к языкам других народов, обогатит знания учащихся.
Например, количество падежей в различных языках неодинаковое – от двух (язык маратхи в Индии) до сорока восьми (в табасаранськом языке Дагестана). А болгары с давних времён не употребляют падежных окончаний. У них один падеж, а роль различителей падежных форм выполняют предлоги. У немцев и французов такую роль выполняют артикли. Следовательно, каждый язык использует те средства, которые есть в его распоряжении, но все эти средства пригодны для выражения мыслей.
Англичане, когда «придумывали» свой язык, были значительно «умнее» других народов. В них женский или мужской род имеют лишь живые существа, а все другие существительные принадлежат к среднему роду.
Жители острова Тасмании средствами своего языка не могут выразить таких общих понятий, как теплый, холодный, твердый, мягкий, длинный, короткий и тому подобное. Если они говорит, например, о чем-то твердом, то обязательно к названию этого предмета добавляют слово «камень», которое выражает этот признак и др.
В Испании восклицательные и вопросительные знаки ставятся не только в конце соответствующих предложений, но и в начале. Тамошние педагоги считают, что это поможет ученикам сразу сориентироваться, с какой интонацией читать предложение. Причем, в начале знак препинания ставится в перевернутом виде, а в конце – нормально.
Созданию эмоционально-интеллектуального фона урока содействует раскрытие этимологии того или другого слова, которое дает возможность устанавливать ассоциационные связи между далекими на первый взгляд предметами или явлениями, побуждает учеников искать более глубокие связи между отдельными реалиями.
Слово «основа» имело такое первичное, древнее значение: главные, продольные нитки в ткани. Позже оно стало означать опору какого-то здания, важнейшие положения той или другой науки, часть слова, которое выражает основное значение и тому подобное.
Числительное «сорок» сначала было существительным, которое имело значение «мешок». Это действительно был мешок, в котором помещалось ровно сорок шкурок соболей или белок, так как именно столько их шло на пошив одной шубы. Зашитый и запечатанный сорок с указанным количеством шкурок во времена Киевской Руси служил денежной единицей.
Число «тысяча» образовалось путем сочетания двух слов: «тук» (славянское), что означает «жир», и слова «сет», связанного с индоевропейским обозначением сотни. Этим люди будто хотели подчеркнуть, что тысяча – это «толстая сотня», «большое сто».
Некоторые знаки препинаний имеют названия, заимствованные из других языков. Слово «дефис» в переводе с латинского divisio буквально означает «деление», «розчленування».
Срок «тире» происходит из французского языка, где это слово было образовано от глагола со значением «тянуть». Следовательно, тире – что-то протянутое, протянутая линия.
Значительно активизируют учебную деятельность учеников на уроке сведения связанные с жизнью деятелей науки и культуры, сообщения об интересных открытиях и изобретениях.
Так, человечеству известные полиглоты, то есть люди, которые владеют многими языками. Самым выдающимся полиглотом всех времен и народов считается доктор Гарольд Уильямс из Новой Зеландии (1876—1928). В детстве он изучил латинский и греческий, иврит, немало европейских языков, языков тихоокеанского региона (свободно говорил на пятидесяти восьми языках и многих диалектах). Во время посещения Лиги Наций в Женеве Гарольд Уильямс был единственным человеком, который общался с каждым делегатом на его родным языке.
Немец Шютцн, который умер после Второй мировой войны, на разговаривал двухсот семидесяти языках. Датский ученый XIX века Расмус Христиан Раск знал двести тридцать языков, профессор Львовского университета Андрей Гавронский – сто сорок, около сотни – академик Наум Марр, восемьдесят – известный археолог Генрих Шлиман.
«Неизвестное об известном» – это дополнительная познавательная информация о том, что ученики уже частично знают (она даёт возможность по-другому трактовать явления, которые стали для детей повседневными).
Звук [ф], как утверждают учёные, не есть испокон веков русским. Буква, обозначающая этот звук, была заимствована из греческой азбуки. Но одно дело заимствовать букву, а другое – звук. Поныне он еще как следует не прижился в нашем языке, хотя положение его ощутимо укрепло. Подтверждением сказанного является то, что словарь иноязычных слов фиксирует около 700 случаев, когда слово начинается на [ф]; собственно украинских слов на эту букву вообще нет.
Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Многие дети не очень охотно выполняют задания из учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку.
Преодолеть данные трудности учащимся помогут стихотворные упражнений по орфографии.
Что собой представляют подобные упражнения? Условно их можно разделить на две группы.
Первая группа – это так называемые запоминалки. Например:
Имена, фамилии, клички, города
все с заглавной буквы пишутся всегда.
Назначение таких упражнений предельно просто. Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания в стихотворной форме. Упражнения многократно читаются на уроке. Основное требование – не подменять ими правила учебника. К тому же предназначены они для пропедевтической работы и заучиваются детьми еще в букварный период, одновременно с накапливанием опыта чтения по «Букварю» (в данном случае) имен людей, кличек животных, названий городов.
Вторая группа – рифмованные упражнения, которые используются для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной форме.
Приведем одно из заданий такого типа, направленное на накопление зрительного восприятия орфограммы в именах и фамилиях людей, названиях городов:
Почему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов,
Ленинград, Москва, Ковров?
Методика проведения подобный упражнений (как первой, так и второй группы) несложная, однако имеет ряд специфических особенностей. Основная – многократное использование рифмованных текстов на разных этапах: в I – IV классе, причем работу с рифмованными упражнениями целесообразно начинать как можно раньше. Рассмотрим возможности применения подобных упражнений и варианты заданий к ним на материале орфограммы жи и ши. Так, на уроке обучения грамоте после знакомства с сочетаниями жи и ши дети вместе с учителем читают стишок-запоминалку:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи;
Кружи, дружи, служи, спеши –
Запомни слоги жи и ши.
Или:
Жи и ши, жи и ши
С буквой и всегда пиши.
В дальнейшем при работе с другими страницами «Букваря» или на уроках письма дети не раз читают текст запоминалок с плаката, оформленного учителем и периодически вывешиваемого им перед классом.
Иногда эти незамысловатые рифмовки включаются как элементы речевой гимнастики в начале или в конце урока обучения грамоте:
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ежики, чижи,
жи да ши, жи да ши –
с буквой и всегда пиши.
На уроках письма в этот период дети пишут диктант, предварительно заучив две стихотворные строчки, либо списывают с печатного или письменного текста:
Мыши, ёжики, чижи –
Только с и всегда пиши.
Более сложные рифмовки, предназначенные для работы во II и III классе, тоже могут найти место на уроках обучения грамоте. Их удобно читать со средствами обратной сигнализации. К примеру, на доске печатается текст с пропущенными сочетаниями жи и ши. Дети вместе с учителем хором декламируют рифмованные строчки и показывают карточку с нужным сочетанием:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши и моржи,
шиповник, шины, камыши,
машины и карандаши,
кружить, служить
дружить и жить,
спешить, смешить, шипеть и шить.
Все сочетанья жи и ши
ты только с буквой и пиши!
При кажущейся простоте ясно выступает дидактическая ценность подобных упражнений.
Педагогический опыт свидетельствует о том, что использование познавательных сведений, поданных в доступной форме, а также интересных заданий и упражнений из основных разделов языкознания, заданий-шуток на уроках в начальных классах помогает ученикам глубже овладеть учебным материалом, содействует формированию в них стойкого интереса к знаниям, позитивных мотивам учения.
© 2020, Доконт Людмила Юрьевна 1069