СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной образовательной и социальной политике России. Речь идет о детях, чье развитие отличается от того развития, которое в обществе считают обычным, нормальным, то есть о детях, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ОВЗ.
Дошкольный период является тем ответственным периодом жизни ребенка, когда формируются наиболее фундаментальные способности, в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги: сниженная познавательная активность, нарушения коммуникации (повышенная застенчивость, замкнутость или, напротив, гиперактивность и агрессивность детей).
Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности (игру, изобразительную деятельность, конструирование, наблюдение и экспериментирование) у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь).
Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в дошкольном детстве, дающая богатый жизненный опыт, который станет основой его дальнейшего личностного развития. Очень важно, чтобы общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. От того, каким будет этот первый опыт общения, во многом зависит в дальнейшем отношение ребенка к себе, к другим, к миру в целом. Отсутствие общения приводит к значительному отставанию в социальном развитии, а в итоге к социальной пассивности. Вырастая, подобный ребенок не стремится к самостоятельности, а все больше надеется на опеку родителей и в результате оказывается неприспособленным к жизни в социуме.
Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Ребенку с ОВЗ нужно формировать различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе. Реализация инклюзии предполагает полномасштабную интеграцию детей с ОВЗ в общество.
Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое частей и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.
Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии стало основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция – конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная интеграция, являясь частью интеграции социальной – это процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ совместно с обычными детьми.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий взаимодействия специалистов (воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и др.) процесс обучения и воспитания, позволяет учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Организация работы по взаимодействию основана на :
- создание системы непрерывного обучения, которое обеспечивает эффективное поступательное развитие ребенка;
- создание условий, благоприятных для эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;
- развитие ведущей деятельности дошкольника – игровой.
Взаимодействие специалистов в инклюзивном образовании ведет к гармоничной социализации ребенка с ОВЗ.
Педагог - психолог реализует личностно-ориентированный подхода в обучении детей с ОВЗ через совершенствование методов и приёмов работы. Осуществляет коррекционную работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка, формирование опыта эмоционального и делового взаимодействия ребёнка со взрослым, стимулирует проявление потребности в контактах. Обучает вербальным и невербальным средствам общения.
Инструктор по адаптивной физической культуре формирует начальные двигательные навыки детей с ОВЗ, повышает их двигательную активность, способствует формированию двигательной культуры, создает положительный эмоциональный настрой.
Музыкальный руководитель помогает развивать слуховое восприятия,
внимание, формирует способность адекватно воспринимать музыку,
привлекает детей к участию в доступных видах музыкальной деятельности, а
так же способствует появлению динамики в эмоциональном реагировании на
музыку.
Таким образом, взаимодействие специалистов обеспечивает системный
подход к условиям развития детей с ОВЗ и оказание помощи в освоении
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
МБДОУ ЦРР – детского сада № 12 г. Россоши.
© 2017, Миленная Елена Ивановна 450