© 2015, Кольцова Евгения Владимировна 961
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДМЕТУ
Многое изменилось в стране за последние годы, и студенты, конечно, тоже изменились. Сейчас они охотно используют цифровые видеокамеры и фотоаппараты, быстро осваивают персональный компьютер и Интернет, зачастую исключительно в развлекательных целях. Польза для интеллектуального развития от этих занятий сомнительна, а длительное пребывание за компьютером не лучшим образом сказывается на здоровье. Одним из способов повышения мотивации студентов к предмету является привлечение студентов к созданию электронных учебных пособий – наборов слайдов, презентаций, видеофильмов. Это поможет им не только успешно повышать уровень знаний и умений по предмету, но и улучшить полученные навыки работы на компьютере, а также даст стимул освоить ряд крайне полезных компьютерных программ и приложений. Нет сомнений, что приобретённые навыки пригодятся и в повседневной жизни, и в будущей профессиональной деятельности. С этой целью представляется эффективным использование ИКТ на уроках физики для повышения мотивации студентов к предмету.
Актуальность темы обусловлена необходимостью ликвидировать разрыв между современным уровнем преподавания физики в колледже и дидактическим потенциалом технологий информационного общества.
Цель работы – показать, что внедрение ИКТ на уроках физики повышает мотивацию студентов к изучению предмета.
Началом работы по теме стало проведение диагностики по определению исходного уровня мотивации студентов к предмету в каждой группе.
По результатам диагностики в обучаемых группах 13% студентов с высоким уровнем мотивации к предмету, 45% - на среднем, 37% - на низком уровне. Поэтому наиболее конструктивным решением проблемы и явилось использование ИКТ как способ повышения мотивации студентов к предмету.
Для повышения мотивации студентов к изучению физики были использованы задачи:
- создать условия для· повышения интереса студентов к физике,
- сформировать положительную мотивацию к предмету;
- вовлечь студентов в исследовательскую деятельность;
Физика – наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом.
Применение компьютерных моделей помогает студентам вникнуть более детально в физические процессы и явления, изучить важные теоретические вопросы.
Компьютерные модели легко вписать в традиционное учебное занятие, они позволяют продемонстрировать почти «живьём» многие физические эффекты, которые мучительно и долго объяснять «на пальцах». Кроме того, компьютерные модели позволяют организовывать новые виды учебных занятий
Приведём в качестве примеров два вида учебных занятий:
Для повышения мотивации студентов к предмету, с использованием компьютерных моделей, студенты готовят индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности. Эти материалы содержат следующие виды заданий:
1. Ознакомительное задание, в котором указывают назначение модели, изучают управление экспериментом, отвечают на вопросы по управлению моделью.
2. Компьютерные эксперименты, в этом задании проводят простые эксперименты с моделью по предложенному плану, отвечают на вопросы и приводят результаты измерений.
3. Экспериментальное задание, в этом задании планируют и проводят ряд компьютерных экспериментов.
4. Тестовые задания, в этом задании выбирают правильный ответ, используя модель.
5.Исследовательское задание, в этом задании проводят эксперимент, доказывают или опровергают закономерность, самостоятельно формулируют закономерности и подтверждают экспериментом.
6. Творческое задание, в этом задании придумывают задачу, решают её, ставят эксперимент для проверки полученных ответов.
На этапе обобщения и систематизации знаний создают и заполняют различные таблицы одновременно со студентами, используя мультимедийный проектор. Например, при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» выводят на экран документ в формате Word, содержащий следующую таблицу.
Таблица 1 –Строение газообразных, жидких и твёрдых тел.
Агрегатное состояние вещества |
Расстояние между частицами |
Взаимодействие частиц |
Характер движения частиц |
Порядок расположения частиц |
Сохранение формы и объёма |
Газообразное |
|||||
Жидкое |
|||||
Твёрдое |
Затем, совместно со студентами эту таблицу заполняют: они в тетрадях, преподаватель на экране. Также на этапе обобщения и систематизации знаний студентам предлагают тест, составленный в Excel. Например, тест по разделу «Электродинамика».
Таблица 2 – Законы постоянного тока
№ |
Вопрос |
Варианты ответов |
|
1 |
Электрический ток это |
1.направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц |
|
2 |
Что принимают за направление тока |
2.движение положительно заряженных частиц |
|
3 |
Условное обозначение силы тока |
1.I |
|
4 |
Единица измерения силы тока в системе СИ |
1.А |
|
5 |
Условия, необходимые для существования тока |
2.а)наличие свободных заряженных частиц,б)наличие электрического поля для упорядоченного движения этих частиц,в)замкнутая электрическая цепь |
|
6 |
Закон Ома для участка цепи |
1.I=U/R |
|
7 |
Условное обозначение мощности постоянного тока |
1.P |
|
8 |
Формула расчета мощности постоянного тока |
1.P=I*U |
|
9 |
Единица измерения мощности в системе СИ |
3.Вт |
|
10 |
Закон Ома для полной цепи |
2.I=E/(R+r) |
|
11 |
Формула расчёта работы постоянного тока |
1.A=I^2*R*t |
|
12 |
Виды соединения проводников |
2.а)последовательное,б)параллельное,в)смешанное |
|
13 |
|
Определить соединение проводников |
2.параллельное |
Сумма баллов |
13 |
||
Оценка |
5 |
||
Благодаря использованию на уроках физики тестовых заданий удаётся:
Использование ИКТ на уроках физики позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяет возможность включения разнообразных упражнений в процесс обучения. Учебные занятия с использованием ИКТ создают определенную эмоциональную обстановку, способствующую повышению мотивации студентов к предмету.
© 2015, Кольцова Евгения Владимировна 961