Работаю в начальной школе много лет. С каждым годом всё актуальнее становится вопрос, как сделать учебно-воспитательный процесс интересным, личностно – значимым для каждого ученика. Что нужно сделать, чтобы полученные знания не были «мёртвым» грузом памяти, а являлись бы действенным инструментом для решения нестандартных задач? Таким инструментом, на мой взгляд, являются инновационно-коммуникационные технологии.
В настоящее время никто не будет оспаривать то факт, что использование инноваационно-коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения.
Мощный поток новой информации в современном мире, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Внедрение и использование ИКТ на уроках в начальной школе имеет, на мой взгляд, ряд положительных сторон:
Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка и очень болезненно воспринимается им. Для более плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий.
Если в традиционном обучении важно было научить, дать готовую информацию, то в личностно-ориентированном – необходимо научить учиться самому. И здесь для учащегося встаёт проблема поиска и использования информации. Сделать поиск, обработку и восприятие информации процессом интересным и увлекательным возможно с помощью ИКТ.
Изучение информатики как в рамках одного урока, так и в интеграции с другими предметами можно осуществлять и бескомпьютерным способом. Задача учителя — правильно подобрать материал, соответствующий возрасту, объему знаний учащихся, санитарно-гигиеническим нормам, поставить задачу перед детьми и проконтролировать ее выполнение, желательно в игровой форме.
Электронные учебные пособия активизируют учебно-познавательную деятельность и позволяют осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, дают возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. (« Электронные биографии писателей», « Электронная библиотека Кирилла и Мефодия»)
Использование инновационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени. В отработанных моделях такого использования время, затрачиваемое на освоение этих технологий, окупается за счет эффективности учебного процесса по дисциплинам, где они применяется, в дополнение к этому идет освоение новых, приоритетных моделей деятельности.
Информация, получаемая с помощью ИКТ, соответствует современным научным представлениям; по уровню сложности и объему она доступна учащимся для понимания, учебная информация, получаемая с помощью ИКТ, согласуется с базовым учебником по конкретному предмету.
Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени, применение проектора позволило в ходе урока наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного продукта, в том числе с помощью слайд-презентаций. Такая организация занятий интенсифицирует изложение учебного материала.
Компьютерную поддержку учебных предметов можно осуществлять в с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
? логические игры на компьютере;
? компьютерные энциклопедии, путешествия;
? компьютерные топологические схемы ;
? компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (например, по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 мин с дальнейшим обсуждением;
? компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;
? компьютерные синтезаторы звука;
? игры-кроссворды и азбуки на компьютере.
Отработанные модели использования компьютера на уроке:
? Отработка учебных навыков с помощью компьютерного тренажера;
? Демонстрация компьютерной программы, подготовленной учителем, что обеспечивает высокий уровень наглядности;
? Тестирование с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая безошибочная аттестация учащихся по темам.
Красочную графику, видеосюжеты, звуковое оформление- все это я использую для сопровождения уроков в начальной школе. ИКТ можно применять на уроках русского языка, математики, природоведения, литературного чтения, изобразительного искусства.
Вывод: Таким образом, систематическое и целенаправленное использование ИКТ дает более высокий уровень грамотности, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а так же оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса и на развитие стойкого интереса к предметам, улучшая общую и качественную успеваемость. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.