© 2015 1124
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная статья даёт представление о включении в ход урока литературы видео-лекций с целью формирования у студентов более глубоких знаний по предмету и развития интереса к изучаемой дисциплине.
Динамичность развития современного постиндустриального общества как социальной системы требует эффективного функционирования всех его составляющих, одной из основных которой является образование. В настоящее время в связи с интенсивным социально-экономическим развитием нашего общества, потребностью в высококвалифицированных кадрах, конкурентноспособных на рынке труда, к педагогу предъявляются высокие требования, особенно к его профессиональным знаниям, способностям, умениям и навыкам. Таким образом, современный преподаватель должен жить «в ногу» с современными реалиями. А эти реалии таковы, что необходимо понимать, что наступило новое время…время модернизации, компьютеризации, информатизации…Время, которое требует нового подхода к образованию…Современного «продвинутого» студента, широко использующего в жизни различные гаджеты, интернет, постоянно находящегося в центре событий, благодаря СМИ, с каждым днём всё сложнее заинтересовать учебным материалом. И вот здесь возможности IT-технологий поистине незаменимы! Сегодня мне бы хотелось рассказать о применении на уроках литературы цикла передач (транслировали на канале «Бибигон») под названием « Русская литература. Лекции», которые посвящены изучению и закреплению знаний по данному предмету. В качестве ведущих этих передач выступают доктора филологических наук, профессора, преподаватели вузов, заслуженные учителя РФ. Им помогают эксперты – специалисты в области литературы и искусства: писатели, критики, музейные и архивные работники. Таким образом, учебный материал четко структурирован и систематизирован, что позволяет студентам отделить главное от второстепенного и увидеть взаимосвязь между изучаемыми темами.
Основу программ составляют лекции о жизни и творчестве писателя или поэта. Кроме того, в программе обязательно используются рисунки, иллюстрации к изданиям, музейные экспонаты, фрагменты художественных фильмов или спектаклей (классические постановки), классические музыкальные произведения, что позволяет повысить интерес не только к творчеству определенного автора, но и литературе в целом. Основная задача использования таких видео-лекций на уроке – подготовить студентов к завершающей аттестации по изучаемой дисциплине. Кроме того, у цикла этих передач есть и сверхзадача - воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга, а также формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания….А это уже звучит в унисон со стандартами нового поколения.
Каким же образом можно использовать данные видео-лекции на уроках литературы? Перед тем как начать просмотр, обязательно даю обучающимся задания: например:
Например, урок в группе первого курса по пьесе А.Н. Островского « Гроза». Перед включением лекционного видеоматериала ( лектор Дмитрий Петрович Бак, кандидат филологических наук) студенты получают задания типа:
Либо урок в группе второго курса по биографии и раннему творчеству Сергея Есенина (лектор Наталия Иванова). Студентам предлагается заполнить таблицу по следующим пунктам:
Лекционный видеоматериал длится 25 минут, но на уроке требуется лишь фрагмент, где речь идет конкретно о тех вопросах, которые были предложены студентам. При подготовке к занятию я произвожу обрезку видео-лекции, отбираю только ту информацию, которая необходима. Поэтому на уроке затрачивается на работу с лекцией буквально 10 минут. Каждый студент заполняет таблицу или отвечает на вопросы, которые будут озвучены при проверке заданий. Таким образом, на работу с теоретическим материалом затрачивается 20 минут, остаётся ещё 25 минут на практическую часть-работу с текстами произведений. На мой взгляд, эта работа достаточно продуктивна, студентов она заинтересовывает. Выполнение таких типов заданий требует от обучающихся высокой концентрации внимания, что влечет за собой повышение уровня активизации и актуализации знаний не только по определённой теме урока, но и по предмету литература в целом.
© 2015 1124