СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОПРОСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Питер Марторелла
Сколько вопросов задает учитель за урок? Было подсчитано, что в среднем два вопроса каждую минуту, то есть 100-120 в час. Вопросы эти разные. Все ли достали свои карандаши? Почему мы говорим, что Колумб открыл Америку, если здесь уже жили, когда он сюда приплыл? Учителя в основном сами придумывают вопросы или берут их из методических пособий. Вопросы как средство обучения используются при работе с группами учащихся и отдельными учениками.
Какие вопросы чаще всего задаются? Их можно разделить на семь типов:
Выбор типа вопросов
Учителям приходится многократно в процессе занятия решать, какого типа вопросы задавать. Правильно подобранные вопросы могут помочь учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, повысить их активность на уроке. Вопросы могут подтолкнуть их к участию в дискуссии, помочь организовать системное изучение материала.
В свою очередь вопросы учащихся помогают учителю выяснить, что из изучаемого материала им непонятно или пропущено учителем при планировании занятия. Такие вопросы способствуют развитию мыслительных способностей детей, развивают их речевые навыки.
Подбор вопросов определяется целями занятия. Одни вопросы особенно полезны при организации обсуждения учащимися изучаемой темы, другие помогают оценивать уровень усвоения материала, способствуют творческому подходу к работе над ним.
Содержание вопросов
Говоря о содержании вопросов, надо сказать, что они должны быть ясными и конкретными. Простота общения, внимательное отношение к деталям позволяет не уклоняться от темы и способствует развитию критического подхода к материалу у учащихся. Все это также помогает учащимся сравнивать, находить причинно-следственные связи, взаимосвязи изучаемого материала с собственным опытом.
Структуризация вопросов, задаваемых учащимся
Примеры построения последовательности вопросов в зависимости от уровня мыслительных процессов, на которые они рассчитаны, можно найти в работе Блума и его соавторов, посвященной таксономии целей Наиболее часто используемая в обучении таксономия различает шесть уровней познания: от простого (знание фактического материала) до высшего уровня (оценка явления). Приведем эти шесть уровней вместе с вопросами, относящимися к ним.
Уровни познания |
Примеры вопросов |
Простое знание |
Кто был первым президентом США? |
Упорядочивание фактов |
В каком месяце в классе больше всего дней по признакам рождения и в каком меньше всего? |
Умение применить |
Используя умение работать с картой, полученные знания покажите, как проехать на машине до вашего дома. |
Анализ |
Кого изобразил художник на карикатуре? Что он хотел сказать? |
Синтез |
На основании полученных знаний о принципах градостроения, назовите наиболее важные проблемы, возникающие при закладке новых городов. |
Оценка (прогноз) |
Что случиться, если неожиданно погаснет солнце? |
Метод Таба
Хильда Таба в 1969 году на основании своих исследований разработала ряд сценариев, которые могут быть применены при изучении всего курса граждановедения. Две методики, в которых используются такие сценарии, приведены ниже.
В этих методиках даны вопросы, которые следует задавать ученикам в указанном порядке. Первая методика предназначена для того, чтобы:
В первой методике используется сценарий, состоящий из трех вопросов: вопрос, открывающий обсуждение темы занятия; вопрос, позволяющий провести обобщения; вопрос, позволяющий дать определения изучаемым фактам.
Примеры |
Назначение вопроса |
Вопросы, открывающие обсуждение |
|
Что вам приходит на ум, когда вы слышите слово свобода? |
Сбор информации по заданному вопросу дает возможность всем ученикам в классе принять на равных условиях участие в обсуждении |
Вопросы, позволяющие сделать обобщения |
|
Просмотрите перечень фактов. Можно ли их объединить и по каким признакам? |
Вынуждает учеников упорядочить информацию по теме на основании увиденных ими общих и несхожих признаков и привести обоснование принятой классификации |
Вопросы, позволяющие дать определения изучаемым фактам |
|
Рассмотрите первую группу фактов. Могли бы вы дать им название из одного или двух слов? |
От учеников требуется проведение обобщения материалов по теме и более глубокого изучения фактов |
Помимо трех вопросов, указанных в сценарии, во время дискуссии по мере необходимости должны задаваться нижеследующие дополнительные вопросы.
Проясняющие вопросы
Пример: Что вы имеете в виду, говоря, что участник событий был одет странно?
Вопросы, влияющие на ход обсуждения
Пример: Я хочу повторить свой вопрос. Вы помните, что я спросил?
Вопросы, подводящие итог обсуждения
Пример: Что мы можем написать на доске как итог нашей дискуссии? Могли бы вы сказать это одним предложением?
Применяя метод Таба, учитель, не оценивая ответы, записывает их на доске или бумаге. Ученикам также не разрешается оценивать ответы одноклассников. Рассуждения учащихся по возможности записываются дословно. Если ученик многословен, его просят дать краткий итог своего выступления. Учитель должен также записать обоснования, учеников, почему именно так они разбивают факты на группы.
Цель второй методики Таба: научить детей обобщать и интерпретировать факты, делать выводы на их основе (Таба, 1969). Как и в первой методике, используется сценарий, содержащий три вопроса: вопрос, открывающий обсуждение темы занятия; вопрос, позволяющий проводить сравнения изучаемых фактов; вопрос, позволяющий подвести итог обсуждения.
© 2015, Фицнер Юлия Александровна 2659