СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здоровье – что это такое? Существует не один десяток определений здоровья, но самым правильным, наверное, будет следующее: «Здоровье – это бесценный дар, который мы не ценим, когда оно у нас есть, и начинаем понимать это, когда его нет». Здоровье нужно всем.
Улучшить здоровье детей – задача для школы непосильная. Целью работы школьного коллектива может быть только охрана и сохранение здоровья, мотивация участников образовательного процесса и формирование навыков здорового образа жизни. Ведь если мы смотивируем наших учащихся на здоровый образ жизни и привьем им навыки здорового образа жизни, то, может быть, их дети придут в школу более здоровыми.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодежи. Именно в этом отношении ситуация в современной Украине вызывает наибольшие опасения и тревоги.
Cегодня здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. В нашей школе забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе.
Я, как учитель биологии, на своих уроках претворяю в жизнь эти технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.
Что же это такое – здоровьесберегающий урок? По моему мнению, сущность такого урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока. Как говорится, урок удался, если к его концу здоровья прибавилось, или, в худшем случае, не убавилось.
А отсюда, помимо обычных учебных, перед учителем стоят еще и такие задачи:
помочь ученику сохранить свое здоровье; через свой предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье, и здоровый образ жизни; вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.
Условно здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды:
I вид:
Это запланированный «Урок здоровья» по предмету. Например, «Работа скелетных мышц и их регуляция», «Осанка. Плоскостопие», «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет», «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена органов дыхания», «Энергозатраты человека и пищевой рацион» и другие.
II вид:
Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:
это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками (например: «Почему нельзя грызть ручку?»); по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.; это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.
III вид:
Это может быть стандартный, типичный хорошо продуманный урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, т.к. это урок, на котором учитель:
полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету; устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения; предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта; максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения; это урок на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности.
К такому уроку разработаны требования:
гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места), - наличие мотивационной деятельности на уроке; количество видов учебной деятельности должно быть 4 – 7 за урок продолжительностью 7 – 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.); не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа); плотность урока – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%; наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка); оздоровительные моменты на уроке.
В мой арсенал педагога - предметника, проводящего такой урок, могут входить следующие здоровьесберегающие технологии:
создание оптимальных санитарно-гигиенических условий обучения в классах; разнообразие видов и форм уроков – удивление нестандартностью проведения; формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей; гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса; использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников; разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом; при появлении признаков утомления у учащихся – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников, например, неожиданным примером; использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2 – 4 ученика); подведение итогов урока на последних 4 – 5 минутах, и лучше всего вместе с учениками; рефлексия; во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной активности; ежеурочные разминки в начале урока (10 – 15 секунд); для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи; для речевого аппарата – произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой; для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах; для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера; физкультминутки на 15 – 25 –ой минутах урока на снятие:
мышечного утомления с плечевого пояса; мышц спины, кистей рук; зрительного утомления; минуты релаксации; массаж активных точек; чередование поз; дыхательная гимнастика.
В это учебном году мною проведены уроки с использованием здоровьесберегающих технологий. Один из таких уроков - урок по теме «Опорно-двигательная система, работа мышц». Эпиграфом к уроку послужили слова Аристотеля «Ничего так сильно не разрушает организм как человеческое безделье».
Цель: Систематизировать знания учащихся о значении опорно-двигательного аппарата, работе мышц.
Задачи:
Конкретизировать знания учащихся о роли двигательной активности и ее влиянии на организм. Понять роль опорно-двигательной системы в формировании внешнего облика человека. Убедиться в необходимости выполнения физического труда и физических упражнений. Прочувствовать единство души и тела. Увидеть красоту человека в его пропорции тела.
ЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ изучаемого материала для учащихся:
Не пропускать уроки физкультуры. Не избегать физического труда. Жизнь - это движение.
Методы: сообщение, практическая работа, исследовательский.
Формы: урок-обобщение.
Оборудование: секундомер, модель скелета человека, мультимедийная установка, презентация учителя.
1 этап - актуализация знаний.
- Вспомните, пожалуйста, что мы изучали на предыдущих уроках?
(Скелет, кости, их строение, работу мышц).
- Сегодня у нас последний урок по этой теме. Что же мы должны будем сделать?
(Обобщить, систематизировать).
Включаю мультимедийную установку, на экране проецируются слайды.
- Не правда ли, что мы видим – прекрасно?!
Тема урока записывается в тетрадях - «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело».
Далее выступаю я.
Следующий этап - практическая работа «Статическая и динамическая работа мышц». Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.
Дефиле (походка).
Какая из походок была правильной?.
Рефлексия.
Оцениваю работу учащихся.
В итоге становится понятно, что учащиеся поняли личностную значимость изучаемого материала и сделали для себя выводы.
1. Не пропускать уроки физкультуры.
2. Не избегать физического труда.
3. Жизнь - это движение.
Были решены задачи, поставленные в начале урока:
Активизировали знания о роли двигательного аппарата. Поняли роль опорно-двигательной системы в формировании внешнего облика человека. Убедились в необходимости выполнения физического труда и упражнений. Прочувствовали единство души и тела. Увидели красоту тела человека в его пропорциях. Усвоили упражнение для позвоночника - повязка гимназистки (пояс).
Таким образом, я представляю здоровье в виде его составляющих: здоровье физическое, психическое, социальное, нравственное.
Главное условие обучения и воспитания у детей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни:
- это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего возраста;
- физической - управление движением;
- физиологической - управление процессами в теле;
- психологической - управление своими ощущениями;
- интеллектуальной - управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.
С позиции здоровьесбережения я возвращаюсь к многократному повторению на уроке одного итого же (фразы, идеи, примеры).
Оценивать и принимать управленческие решения в отношении здоровьесберегающих технологий целесообразно, только проанализировав суть нововведения, педагогического приема, явления.
Реализация идеи здорового образа жизни и ценности здоровья на уроках я рассматриваю как проявление уровня культуры личности, в первую очередь педагога.
Под здоровьесберегающими технологиями понимаю все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Но разумеется, одними здоровьесберегающими технологиями вопрос о сохранении и укреплении здоровья не решить. Необходима целенаправленная работа по формированию ценности здоровья в структуре личности ученика.
© 2017, Скрябина Анна Ярославона 572