СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие анализировать, делать умозаключения, принимать нестандартные решения и не бояться этого.
Использование новых методик и технологий в обучении детей позволяет сделать обучение развивающим уже в детском саду. Одна из основных задач речевых занятий – обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.
В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, поэтому для достижения хороших результатов, хочется применять эффективные методы и приёмы. Хорошо известно, что язык мозга – это «образы». И, прежде всего, зрительные образы. Для того, чтобы развить функцию мозга «запомнить», используют разные техники, приемы, методы и способы. Для меня интересной стала мнемотехника. Мнемотехника (греч. – искусство запоминания) – это совокупность правил и приемов, облегчающий процесс запоминания информации.
Начала применять мнемотаблицы в своей работе с детьми.
Мнемотаблицы, мнемодорожки, коллажи – это дидактический материал. Его можно использовать:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок
- при заучивании стихотворений.
Когда дети освоили готовые схемы и модели, поняла, что необходимо их научить составлять мнемотаблицы самостоятельно. Мною была выстроена последовательность обучению детей по использованию разнообразных опорных схем и моделей при работе с различными художественными произведениями и не только.
Например, использую мнемотаблицы по временам года. Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, устанавливать взаимосвязи.
Мнемотаблицы по стихотворениям облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом и слова, связанные с ней.
Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными символами кодирования информации.
Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой интерес, мотивирует на активность при составлении рассказов, пересказе сказок, запоминании и чтении стихов.
Наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объём памяти в целом, развивает речемыслительную деятельность детей. Приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Введение графической записи с условными обозначениями позволяет детям перейти с наглядно- чувственной опоры на решение речевых задач в уме.
Таким образом, использование мнемотехники позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.
Благодаря использованию мнемотехники, целенаправленной работе воспитателя, связная речь детей может подняться на высокий уровень. Использование приемов мнемотехники в системе при работе над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических ошибок в дальнейшем обучении в школе.
Используемая литература:
© 2023, Кислицина Наталья Владимировна 190