СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках ручного труда в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Трудовые группы комплектуются из детей разного уровня развития, разных диагнозов,неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и

дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с

группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой.

Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

• Выявление отставаний в ЗУН;

• Ликвидацию их пробелов;

• сглаживание причин неуспеваемости;

• Формирование интереса и мотивация к учебе;

• Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Осуществляя дифференцированный подход,

можно руководствоваться следующими требованиями:

• создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

• активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

• обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).

Для разноуровневого обучения используются:

• Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

• Альтернативные задания для добровольного выполнения

• Задания, содержание которых найдено учеником

• Облегченные формы заданий.

Создание атмосферы сотрудничества.

Используемая технология:

Проблемная.

В своей работе применяю следующие формы работы:

1. Работа в парах

2. Индивидуальная

3. Фронтальная

Используемые методы:

• Частично-поисковый

• Работа по технологическим картам

• Самостоятельная работа

• Метод тестов

• Объяснение, беседы.

• Метод активизации познавательной деятельности.

По результатам диагностирования класс делим по уровням:

Дети с лёгкой умственной отсталостью обучаются по 1 варианту адаптированной программы, а дети с умеренной и другими формами умственной отсталости, а также тяжёлыми множественными нарушениями развития обучаются по 2 варианту.

1 вариант - относятся ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно

осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2 вариант - относятся учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами

орможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

  • Кроме вышеперечисленных вариантов существует группа обучающихся, к которой относятся дети с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "неуспевающих”. Они медлительны, апатичны, или наоборот агрессивны и непредсказуемы в поведении ( аутисты), не успевают за классом. Эти обучающиеся нуждаются в индивидуально – дифференцированном подходе при выполнении заданий.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет мне адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на "зону ближайшего развитии” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работ, повышает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке нередко проводится тоже по группам.

А посильные индивидуальные задания каждому ученику (в зависимости от того, в какой группе он работает) помогают слабому чувствовать свою нужность: он тоже выполняет посильную часть общей работы.

Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что:

• учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;

• стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;

• дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

Перспективы развития технологий разноуровневого обучения.

Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома нацелена на систематическое изучение трудностей, которые учащиеся испытывают при усвоении материала, на изучение пробелов в их знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую классификацию ошибок. У отдельных учеников непременно должны учитываться неустойчивое внимание, замедленный темп

работы, уровень развития речи и др.

Главное в этой работе - систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся. Знание характерных ошибок позволяет мне изучить причины их возникновения. Это позволяет использовать оптимальные способы работы над ликвидацией пробелов в знаниях учащихся. Такая работа позволяет мне выявлять индивидуальные особенности отдельных учеников.

09.07.2022 05:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП