СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исцеляющая куклотерапия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнокуклотерапия - психологическая коррекция и терапия с помощью кукол разнообразного этноса (взятых, как образ метафор разных народов мира), является одним из наиболее часто используемых методов, как и другие методы коррекционной психотерапии при работе с детьми и со взрослыми (куклотерапия).

При изготовлении метафорической куклы разных этносов, мы пользуемся широкой гаммой и богатством рецептов, технологий, форм и их культурологических содержательных основ.

Как и раньше, в древности, мы можем изготавливать куклу из того, что под руками – это могут быть природные материалы, бросовый материал или специализированные материалы и инструменты художников-кукольников, скульпторов. Метафорическая кукла в этнокуклотерапии, позволяет оказывать психокоррекционное воздействие на поведенческие аспекты человека с разнообразными психологическими затруднениями. Эффективно кукла работает (имеет психотерапевтический эффект) с разными страхами, трудностями взаимоотношений с близкими (семейные конфликты) и на работе (бизнес-коммуникации), последствиями стрессовых ситуаций в жизни человека. Является прекрасным инструментом для психолога, в части комплекса практик: для развития креативности и творческого потенциала, как детей, так и взрослых.

Кукла выступает как материализованный идеал, и как часть собственного «Я», овеществлённое бессознательное, в котором воплощены скрытые желания и намерения. То, как они реализуются в реальной действительности, определяется индивидуально-личностными установками и предпочтениями, и правилами социальной среды.

Процесс работы в арт-терапевтической практике (этнокуклотерапии) с образом метафорической куклы проходит в два этапа:

Вариант 1.

1-й этап: Сотворение (изготовление) метафорической куклы

Сотворение куклы начинаем с обозначения метафоры, с которой ассоциирует себя человек, тем самым обозначаем тему образа.

На этапах создания клиент проживает эмоции и инсайты. Сам процесс создания куклы, уже целительный акт - проживания эмоций пРошлого или будущего в экологичном потоке процесса работы.

Погружаясь в процесс творческого акта создания куклы, дети/взрослые расслабляются, а вернее мягко и экологично освобождаются от эмоциональных «зажимов», накопившейся энергии - тяжести в телесных ощущениях, себя целостного. В данном аспекте - это можно рассматривать, как холистический подход в арт-терапии.

Выполнение и сотворение мелких деталей, используя пальчики рук, приводит к развитию мелкой моторики (развивает «мануальный интеллект»), активации творческого мышления, развитию воображения, а также способствует развитию усидчивости и концентрации внимания.

В процессе работы клиент может вести записи в дневнике наблюдений, фиксируя, те чувства и ощущения, которые возникают на этапах работы с частями тела. Этот этап, может рассматриваться, как телесно-ориентированное восприятие себя клиентом.

Данный этап может рассматриваться, как диагностический и в тоже время с терапевтическим эффектом.

Диагностические показатели проблемы клиента на этапе создания куклы:

Если возникают сложности в изготовлении какой-то части тела, то следует на это обратить внимание. Как правило, в этой области существует проблема.

Если не получаются руки – это говорит о том, что человек не хочет что-то делать; если они обвисшие – нет сил предпринимать какие-либо действия в ситуации, «взять жизнь в свои руки», проблемы отдавать – получать.

Ноги – не желание человека двигаться вперед, что-то делать для достижения поставленной цели, страх столкновения с чем-то новым.

Голова – проблемы в решении каких-то вопросов, возможно, заниженная самооценка. Большая голова – человек взвалил на себя очень большую ответственность, предъявляет к себе повышенные требования.

Грудь – проблемы с материнским инстинктом или матерью, с отношениями в семье.

Еще следует обратить внимание на цвета, которые используются в создании куклы. Если они сочные, яркие – у человека в жизни все хорошо, он принимает ее с радостью. А вот преобладание темных, серых, траурных цветов, говорит об обратном настроении. Над этим надо задуматься.

Если кукла сделана неаккуратно, «разболтанно» — можно сказать о том, что человек невнимательно относится к своим обязанностям, к себе, к окружающим.

Иногда бывает так, что кукла получается непропорциональная, тогда нужно задуматься над тем что чему-то придается слишком пристальное внимание, а чему-то наоборот, недостаточное.

Вариант 2.

Этап 1. Созерцание и наблюдение.

а) Посещение специализированных выставок.

б) Рассматривание специализированных альбомов, каталогов и книг с фотографиями и описанием кукол.

По возможности (вариант - а)) клиент (исследователь) использует фотографирование и фиксирование в дневник наблюдений - эмоционального отклика на увиденное, прочувствованные эмоции, возможно инсайты.

Для каждого из нас кукла схематизирует, объективизирует какую-то часть личности соприкасающегося с ней зрителя. Каждый увидит в исследуемом образе или отыщет в «толпе» представленных работ, то что эмоционально «оживит и всколыхнёт» именного его.

2-й этап: Психотерапевтическая работа с продуктом творчества – метафорической куклой.

Созданный метафорический образ куклы исполняет роль объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека: человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение кукле, что позволяет облегчить груз накопившихся эмоций и проработать свои чувства. Человек легко может рассказать кукле то, чего возможно стесняется или смущается рассказать другим. Происходит на подсознательном уровне смена неэффективных стратегий поведения на более эффективные.

Анализ куклы позволяет активизировать природное чувство самоосознания некоторых особенностей своей личности, поиска и раскрытия внутренних энергетических и эмоциональных ресурсов. Снижается, а в некоторых случаях исключается склонность к психосоматическим заболеваниям (процесс реализуется за счёт позитивной терапевтической рефлексии). Происходит экологическая, практически естественная гармонизация внутренних психологических процессов.

Выбор формы образа – происходит исходя из отклика и внутренних потребностей собственной души человека. Как показывает практика, чаще всего – это неосознанный процесс, который провоцирует подсознание.

Что же происходит? Некоторые части внутреннего «Я» человека, по каким-либо причинам вытесняются из сознания. В данном аспекте - кукла может провоцировать для человека эмоцию: радости или грусти, нежности, печали и другое. Кукла в данном случае играет роль проводника между подсознательным и сознательным мироощущением и самоподачей себя социуму.

В варианте, где клиент сотворил (изготовил) метафорическую куклу, анализ начинается с ощущений в момент создания творческого продукта (метафорическая кукла), в том числе телесных ощущений (в помощь – ранее зафиксированные записи в дневнике наблюдений). Далее анализ чувств и эмоций от образа в целом. Сочинение истории или сказки. Проигрывание сюжетной линии в желаемом для клиента варианте, через образ куклы.

В варианте созерцания «галереи» (реальная выставка, специализированные книги, альбомы, альманахи или проективные карты) предложенных работ: анализ чувств эмоций, инсайтов в момент первого контакта и «проживания» образа в категории: что и о чем - это про Вас и для Вас? (в помощь – ранее зафиксированные записи в дневнике наблюдений).Сочинение истории ипроигрывание сюжетной линии в желаемом для клиента варианте, через образ куклы.

Что дает, взаимодействие с куклой – метафорой (этнокуклотерапия):

  • обогащает внутренний мир человека (развитие способности к виденью нового - чувственный контакт со средой и позиционированием себя в этом пространстве);
  • развивает «мануальный интеллект» (развивает мелкую моторику и пластику рук);
  • раскрывает творческий потенциал и способности к образному мышлению(тренировка преобразующего виденья; формирование способности к «объёмному», аналитическому восприятию);
  • учит концентрировать внимание (подвижность и динамичность психологической системы);
  • наполняет новыми эмоциями и энергетическими ресурсами (повышение самооценки, открытие новых возможностей в сценарных программах реальной жизни).

Конструкция и содержание метафорического образа куклы, осуществляя связь чувственного и рационального, активизирует у клиента сенсорно-перцептивное и эмоциональное воображение, способствуя тем самым новому и более глубокому пониманию сущности текущего состояния, ситуации, явления окружающего эмоционального мира внутреннего «Я».

Психолог-консультант Стаценко Л.В.

Категория: Психологу
25.11.2016 04:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!