СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы классного руководителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Что сегодня важно в воспитательной работе? Что является приоритетным? Трудно ответить на эти вопросы. Но всем понятно и ясно, что в 21 веке, когда стремительно меняется общество, в быстром темпе развивается наука и техника, интенсивно внедряется информационная технология, современный мир требует быть успешным и востребованным в изменяющихся условиях. Значит, современный выпускник должен быть успешным и востребованным! У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель. Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми. Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям: • Гражданское и патриотическое воспитание • Идеологическое и нравственное воспитание • Экологическое и эстетическое воспитание • Физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни • Трудовое и профессиональное воспитание • Исследовательская деятельность • Познавательная деятельность • Работа с родителями В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми: • Не запрещать, а направлять • Не управлять, а соуправлять • Не принуждать, а убеждать • Не командовать, а организовывать • Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности на благо Родины, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья. Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование. Проводя анкетирование учащихся («Диагностика характера», «Трудности взаимопонимания» и др.), а также диагностику нравственной воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки. Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу. Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ учащихся класса. С целью изучения взаимоотношений «учитель-ученик-родитель» посещаю уроки учителей – предметников в своем классе, провожу индивидуальные беседы с родителями. В своей работе использую инновационные методики, творчески подхожу к воспитательной и социально-педагогической работе. Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. В копилке работы класса разработки интересных мероприятий («Здоровье и ты», «Научись говорить «нет»» и др.); тематических классных часов и бесед («Правонарушения и ответственность»; «Курение как угроза здоровью», «Как найти своё призвание», «В мире профессий» и др.)(см. Программа ВР стр.28-29); родительских собраний («Роль семьи в развитии работоспособности ученика», «Профориентация» и др.)(см. Программа ВР стр.14-15). Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей организую для детей познавательные экскурсии, посещаем музеи, выставки, а также встречаемся с интересными людьми (см. Программа ВР стр.34-35.). Также поддерживаю тесный контакт с родителями своих учеников, организую педагогические консультации, встречи родителей со специалистами различных служб, провожу анкетирование в целях диагностики и регулирования своей деятельности. Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом забывает. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения. Для улучшения взаимопонимания и взаимодоверия «родитель-ученик» стараюсь привлечь родителей к жизни класса. Нет легких учеников, все они требуют много сил и энергии. Педагог должен быть искренне убежден, что каждый ребенок талантлив, а значит интересен. Если ребенок «сер», и «невыразителен», значит, его талант пока не обнаружен и не развит. А в этом виноват не ребенок, здесь вина педагога. Естественно, по-новому звучит сегодня и задача классного руководителя - уметь быть готовым взять на себя ответственность за судьбу ребенка - ибо, как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». В каждом классе есть учащиеся, требующие особого внимания. Это категория детей «группы риска». Для таких детей характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированности общеучебных знаний и специальных умений. С такими учащимися необходимо проводить определенную работу(см. Программа ВР стр. 15-27). К категории детей «группы риска» с уверенностью можно отнести и одаренных, талантливых учеников, не умеющих реализовать свои возможности в учебной или внеурочной деятельности и эта работа, безусловно, является важным звеном мониторинга работы с детьми «группы риска». И я, как классный руководитель, стараюсь помочь ребёнку в разрешении трудностей, с которыми тот по причине своего возраста или отсутствия соответствующих умений ещё не способен справиться самостоятельно. В системе работы классного руководителя большую роль играет ученическое самоуправление(см. Программа ВР стр.8). После избрания главного советника класса, выбираются ответственные за классные сектора (отдел образования, отдел печати, отдел спорта, отдел безопасности, отдел культуры, отдел труда и экологии, отдел социальной защиты, ответственный за питание, ответственный за эвакуацию. Например, отдел образования отвечает за выставление оценок в дневники, за ведение дневников. Отдел спорта – за организацию всех спортивно- оздоровительных мероприятий. Отдел безопасности – за организацию дежурства в столовой и в классе, за организацию субботника на закрепленной территории. Отдел печати за оформление летописи класса. Отдел культуры за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий. При реализации любой воспитательной системы очень важно видеть и знать ее результаты. Хотелось бы отметить, что являясь посредником между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей, коллективно - творческие дела очень сплачивают детский коллектив. Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “ЗА ВСЁ ” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию: № Участие 1 Диплом победителя(III степени) всероссийского тестирования «Тотал Тест Декабрь 2016» 2 Участие в вебинаре «Мультимедийные технологии на уроках» 3 Участие в вебинаре «Электронная форма учебника в школе» 4 Диплом победителя(II степени) всероссийского тестирования «Педжурнал Июнь 2016» 5 Диплом призера Всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства «Олимпиада работников образовательных учреждений-2016» по направлению «Математика» 6 Диплом победителя «III Международной олимпиады для учителей «Педагогический олимп»» 7 Диплом призера в «Международной олимпиаде для учителей «Современные образовательные технологии»» 8 Диплом победителя в «IV Международной олимпиаде для учителей «Профессиональная гордость»» 9 Диплом лауреата Всероссийского педагогического конкурса «Лучшая разработка урока» 10 Свидетельство о публикации 11 Участие в вебинаре «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством интегрированного обучения» 12 Участие в вебинаре «Современные подходы к профессиональной деятельности педагога » 13 Участие в вебинаре «Организация исследовательской деятельности школьников» 14 Свидетельство о публикации 15 Сертификат, курс «Геометрия в школе, в задачах ЕГЭ, ОГЭ и олимпиад» 16 Сертификат, курс «Формирование предметных навыков при подготовке учащихся к олимпиадам по математике» 17 Сертификат участника Международного конкурса «Конспект года» 18 Удостоверение о повышении квалификации (КРИРО) 19 Удостоверение о повышении квалификации (Фоксфорд, 2016) 20 Удостоверение о повышении квалификации (Фоксфорд, 2018) (приложение 1). Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь итнернет-сайтами: «Завуч. инфо», «Учительский портал», «1 сентября», «Открытое образование» и др. с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Поэтому свою главную задачу вижу в том, чтобы раскрыть творческие силы в учениках. Уверена, что только интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. На первое место в этом процессе ставлю совместную работу учителя и учеников в поиске идей, форм работы, в выборе тем. Развитие творческих способностей осуществляю через следующие виды педагогической деятельности: сотрудничество, творческие мастерские, интегрированные уроки, использование ИКТ. В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа по предмету(приложение 2). Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной. Учитель должен дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному краю. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни. Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению. Главное внимание в течение учебного года уделялось решению следующих воспитательных задач: 1. Формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через всестороннюю организацию интеллектуально-познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования; 2. Формировать высокие нравственные принципы, научить детей следовать им в повседневной жизни; 3. Дать учащимся знания о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями; 4. Способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств (приложение 3); 5. Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе. Эти задачи решались с помощью различных форм работы: уроки, классные часы, экскурсии, конкурсы, КТД, родительские собрания, беседы, консультации, индивидуальные беседы. Встречи с интересными людьми, походы, прогулки, наблюдение за поведением учащихся, изучение личности ребенка через анкетирование, тестирование (с привлечением психолога школы). Дети с интересом откликались на участие во всех внеклассных мероприятиях. Значит, особую значимость должны иметь родительские собрания. Проводилась работа по объединению родителей в коллектив единомышленников, чтобы реализовалась схема: ученик + родитель + учитель = друзья. В течение года начали складываться добрые отношения с родителями учащихся. Проводилась индивидуальная работа с родителями, чьи дети испытывают затруднения в учебе, в организации взаимодействия с одноклассниками и учителями. Иногда работа с родителями осуществлялась совместно с другими учителями. Особое внимание уделяла воспитанию коллективизма, предупреждению эгоистичности, потому что может развиться у ребят трусость, нечестность, лживость и подлость, лень и другие. Часто проводили и коллективно-творческие дела. Подготавливая с ребятами мероприятия, проводя беседы и занятия, всегда старалась ненавязчиво говорить на любую тему, присматриваться, изучать воспитанника, помогая ему стать лучше. Работа с классом принесла радость и удовлетворение. Мы многое успели сделать: походы, экскурсии, конкурсы, беседы, вечера, при этом добивались хороших результатов. Подросток станет взрослым только завтра, а сегодня он - ребенок, который нуждается в теплоте, любви, понимании и уважении. Все это я стараюсь дать своим ученикам. В заключении хотелось отметить, что все мы дети природы и развиваемся по законам природы. Если ученика рассматривать как ядро, то семья является окружающей его средой, и чем меньше это ядро, тем больше влияние этой среды. Поэтому весь комплекс приемов и методов влияния воспитательного процесса должен быть ориентирован на эту среду, а через нее и на ребенка. Моё педагогическое кредо составляют следующие ключевые идеи, которые я реализую в своей профессиональной деятельности: Воспитать можно только личным примером! «Учатся у того у кого любят» (И.В. Гете) Учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их и свой предмет. Таким образом, целью воспитательной работы с классом на 2017-2018 учебный год является: сплочение ученического коллектива, адаптация его к новым образовательным условиям путём творческого развития личности каждого ребенка. Данная цель предполагает достижения в качестве результата: адаптированная сплоченная группа детей, стремящихся к творчеству, толерантная друг к другу и окружающему миру. Для достижения цели и результата мне необходимо решить следующие задачи: • Создать благоприятные условия для развития личности; • Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей. • Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. • Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума. • Диагностика и корректировка межличностных отношений в коллективе; • Привлечение родителей к совместной воспитательной работе Работа классного руководителя – это ежедневный труд. ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Ежедневные обязанности • определение отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выяснение причины их отсутствия или опоздания, проведение профилактической работы по предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий; • организацию и контроль за дежурством учащихся в классном кабинете, в столовой; • организацию различных форм индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении. Еженедельные обязанности • проверку ведения учащимися дневников с выставлением отметок за неделю; • проведение классного часа в соответствии с планом воспитательной работы; организацию работы с родителями по ситуации; • проведение работы с учителями-предметниками, работающими в классе, по ситуации; анализ состояния успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся. Ежемесячные обязанности • посещение уроков в своем классе; • проведение консультаций у психолога и отдельных учителей; • решение хозяйственных вопросов в классе; • организацию заседаний родительского комитета класса; • организацию работы классного актива; В течение учебной четверти классный руководитель: • оформляет и заполняет классный журнал; • участвует в работе методического объединения классных руководителей; • проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся; • проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть; • проводит классное родительское собрание; • представляет в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть. В течение учебного года классный руководитель: • оформляет личные дела учащихся; • анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года; • составляет планы воспитательной работы в классе; • собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.). «Не забывай подводить итоги, иначе итоги подведут тебя !»

05.05.2019 18:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП