СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.
(из опыта работы классного руководителя МБОУЦО №4 Дубровиной О.Г.)
Введение ребёнка в жизнь осуществляет множество лиц, непосредственно или опосредовано влияющих на ученика. Если учитель-предметник вводит детей в науку, то классный руководитель в качестве педагога вводит детей в жизнь. Смысл воспитания заключается в становлении системы отношений человека к миру, к самому себе, способности самоопределения в ситуациях нравственного выбора не только принимать решение, но и нести ответственность за свой выбор.
В своей работе классного руководителя я исхожу из того, что в воспитании всё главное: и урок, и развитие детей вне урока, и взаимоотношения учащихся в коллективе, и совместная работа с родителями. Формируя ребёнка, мы не только формируем его, - мы создаём будущее. Основной целью моей воспитательной программы классного руководителя является: «Воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющей быть счастливой и нести счастье людям». Работа классного руководителя тогда – и только тогда! – обретает содержание, когда происходит выход на ценности и отношения к ценностям окружающей ребёнка реальности, а значит, протекает духовное обогащение личности ребёнка, он обретает свой внутренний мир, обретая ценности мира внешнего, он приобретает своё индивидуальное «Я», одновременно входя в человеческое сообщество.
Основные идеи, нашедшие отражение в моей воспитательной системе классного руководителя, можно сформулировать следующим образом:
- воспитание личности ребёнка опирается на высшие достижения мировой и русской культуры, поднимающие вопросы духовности и нравственности.
- содержание воспитательного процесса соответствует интересам, потребностям и возможностям возрастного и индивидуального развития ребёнка, интересам родителей.
- способность к самореализации – важнейший признак личности, так как это творческая деятельность человека.
Осуществление данной программы возможно при условиях:
- формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию;
- формирование представлений о том, что нравственные ценности – наивысшая форма, организующая жизнь человеческого общества;
- оказание помощи (совместно с родителями) ученикам в открытии для себя большого многогранного и неоднозначного окружающего мира.
Своими главными задачами для проектирования личностного роста учащихся моего класса считаю:
- обеспечение и обустройство школьной повседневной жизни ребёнка: оно должно полностью соответствовать благоприятному социально-психологическому самочувствию;
- организация разновидовой деятельности, так, чтобы ребёнок мог вступать во взаимодействие с наибольшим количеством жизненных явлений и ценностей;
- организация совместного с детьми осмысления протекающей жизни и роли ценностей для людей и для отдельного человека, приучение к размышлению о жизни вообще и о собственной жизни;
- индивидуальное корректирование хода жизни и личностного развития ребёнка в течение всего периода обучения в школе. Интеллектуально-познавательная деятельность детей реализуется мною в самых разнообразных формах:
- интеллектуальный марафон;
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные конкурсы, викторины;
- участие в общешкольных традиционных делах, научно-практических конференциях.
В духовно-нравственной деятельности, в качестве общего положительного момента, следует отметить участие всех учащихся класса в подготовке творческих работ (проектов), часов общения, классных собраний, экскурсий, встреч с интересными людьми, ролевых игр, акций милосердия. Большинство из этих мероприятий проходит при активном участии родителей.
Для классных мероприятий выбираются обычно темы, затрагивающие нравственные проблемы, которые ставят детей перед выбором, заставляют думать, размышлять, спорить, анализировать, высказывать свою точку зрения.
Например, для подготовки часа общения я не даю учащимся готовый материал, а предлагаю тему, ставлю перед ними проблему, прошу помочь найти решение. Дети самостоятельно добывают информацию по предстоящему часу общения: обращаются к литературе, к различным изданиям, к справочникам, расспрашивают родителей и т.д. Каждый старается найти что-то своё и внести в общую копилку познания. Сам процесс познания создаёт благоприятную воспитательную среду, которая способствует духовному возвышению детей.
Каждому ученику предоставляется возможность проявить свой талант: это и талант управления, и талант общения, и раскрыть свои творческие способности.
В заключении я хотела бы вспомнить слова В.А.Сухомлинского, которыми может руководствоваться классный руководитель в своей работе с детьми:
«У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть. Чтобы они звенели добром и весёлым звоном».
© 2015, Иванова Ольга Ивановна 1493