СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы по реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. Легче всего, я думаю, пришлось тем, кто работал по развивающим системам. Ну а мне, как и любому другому учителю традиционной программы, пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самой.

Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: Для чего я учу детей? Раньше, я бы ответила: для того, чтобы они умели читать, говорить, мыслить и пр. Но с позиции ФГОС я теперь понимаю и принимаю это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать им можно только то, что имеешь сам. Поэтому все началось с постепенной «перестройки» себя и «приведения себя в соответствие с ФГОС», что очень сделать трудно, особенно тем, кто проработал по традиционной системе образования много лет. Всем понятно, что нужно что-то менять в своей педагогической деятельности.

Для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, нужно развивать способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий. Для этого, во-первых, я прошла курсы по внедрению ФГОС и затем, во-вторых, уже появилась необходимость изучить системно-деятельностный подход - методологическую основу ФГОС, а уже потом стараться применять на практике то, что услышала, увидела на курсах и что прочитала сама.

Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что некоторые из них мы применяем давно на своих уроках, даже не зная, как они называются.

Теперь я стараюсь чаще использовать на своих уроках так сказать «новые» эффективные приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД.

К примеру: «Мозговой штурм», когда ученики могут высказать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Например, на уроке литературы при изучении любого художественного произведения я задаю вопрос: « А как бы вы поступили в данной ситуации». И можно услышать разные ответы, когда дети начинают каждый по-своему мыслить…В принципе мы все литераторы этот вопрос задавали и раньше.

Приём «актуальность» (Познавательные УУД)

Приём связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.

Например, урок русского языка по теме « Стили русского языка»

- Где мы можем использовать изученные книжные стили? (Например, официально-деловой - в банке при оформлении различных документов. Художественный стиль - при написании стихотворения или другого произведения. Публицистический - когда будем писать статью в газету и т.д.)

Также использую на уроках метод создания проблемных ситуаций. Кстати этот метод использовался и раньше, но чаще всего в старших классах.

На уроках русского языка и литературы чаще организую проблемные ситуации с удивлением, возникающим на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Что вы подумали сначала? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Кстати, формулировать тему на урок пятиклассники умеют и легко это делают, если правильно подвести их.

При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в парах и в группах. Но признаюсь честно, что такой вид работы пока использую не часто, особенно работу в группах. И наверное, всем понятно, почему. Во-первых, детей много, получается много групп. Во-вторых, слишком шумно, поэтому прежде, чем ввести этот вид деятельности, познакомила ребят с основными правилами работы в группе и паре. Но добиться хорошей продуктивной работы в группе не всегда получается. Иногда возникают споры, обиды, особенно при оценивании. При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий.

Также на уроках ребята сами исправляют одноклассников, когда слышат неправильный ответ и сами задают теоретический вопрос по пройденным темам. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника и в то же время можно видеть домашнюю теоретическую подготовленность учащихся.

Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Ребенок очень доволен, когда он слышит «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Такие оценки получают учащиеся с разными способностями. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью. Таким образом, складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Например, в последние дни перед каникулами познакомила детей с понятием синквейна. Синквейн - это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях любого урока:

Сначала заинтересовало всех это французское слово.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять» (в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

Синквейн – это малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

2. Правила написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.

3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

3. Примеры синквейнов:

Русский язык

Живой, могучий, красивый,

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!

Познание.

А потом каждый составил свой синквейн по любой теме. И что я заметила, что дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и знанием легко и творчески это делают, поэтому данный вид работы буду использовать на уроках и русского языка, и литературы.

При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. И самое главное, что за 2-3 минуты учитель может проверить и услышать ответы больше половины класса учащихся.

Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное, - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал и мн. др. (упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников) Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется побыстрее объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, к сожалению, но, думаю, это дело привычки.

Хотелось бы сказать несколько слов о том, каким образом осуществляется оценка результатов образования обучающихся. Во-первых, по русскому языку мы пользуемся рабочими печатными тетрадями, которые экономят наше время на уроке и которые можно быстро проверить не только учителю, но и самим детям в парах, что они очень любят делать. Во-вторых, пользуюсь диском к учебникам литературы и русского языка, на котором есть и теория, и практические задания. Дети любят работать на компьютере. (2-3 ученика за урок можно проверить). В-третьих, показателем грамотности являются диктанты (и контрольные, и словарные), которые проводятся в соответствии с планированием.

07.06.2018 14:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП