СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок русского языка 4 класс
Изложение с элементом рассуждения.
Цель: Формирование связной письменной речи учащихся с опорой на устные высказывания. Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Воспитание нравственных качеств: доброты и взаимовыручки.
Оборудование: карточки с текстом, картинки с изображениями птиц
Ход урока:
1. Сообщение темы.
- Сегодня у нас особенный урок русского языка. Мы будем учиться писать изложение с элементом рассуждения. Причём изложение будем записывать сразу в тетрадь, а поэтому и работать будем в особом режиме: силой ума и души. Ум нам нужен будет, чтобы грамотно и правильно написать изложение, а душа, чтобы понять, проникнуться и почувствовать то, о чём будем сегодня говорить.
2. Подготовительная работа к изложению.
- Эпиграфом к нашему уроку мне бы хотелось взять слова известного поэта Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Как вы понимаете эти слова?
- Что такое былиночка?
- Итак, значит, речь у нас пойдёт и о животных, и о людях, и о том, что нас связывает с
Братьями нашими меньшими. А о ком из них мы будем говорить, вы сейчас узнаете.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый и отошёл.
Когда медведь ушёл, первый слез с дерева и смеётся.
- Ну что, говорит, медведь тебе на ухо говорил?
- А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
- Что вы можете сказать об этих мальчиках?
- Хотели бы вы иметь такого друга?
- Определите вид текста.(текст-повествование)
- А о ком теперь пойдёт речь?
Летним солнечным днём и в пасмурную погоду на реках и на морях можно увидеть красивую белоснежную чайку. Она легко парит над водой, широко раскинув крылья. Чайки – прекрасные пловцы и отличные летуны.
- Ребята, а это какой текст? (текст-описание)
- А что ещё о чайках вы знаете?
- О ком сейчас пойдет речь?
Как часто мы видим рядом больших чёрно-серых птиц. Это вороны. Интересно, почему вороны получили такое имя? Вороны – птицы вороватые, тащат всё, что плохо лежит. Вероятно,
слово ворона произошло от слова вор.
- А это что за текст? (текст-рассуждение)
- Ещё я хочу добавить, учёные доказали, что вороны – самые умные представители животного мира. Они могут поспорить с обезьянами и с дельфинами. В этом вы убедитесь, прочитав текст, который лежит перед вами.
Ворона и чайка.
Город Сочи стоит на берегу моря. Однажды вечером прохожие наблюдали интересный случай.
Большая чайка залетела в город. Её ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала и устала. Она опускалась всё ниже и ниже. Вдруг с дерева снялись две вороны. Они подлетели кморской птице и стали подталкивать её к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.
Люди с изумлением следили за поведением птиц.
3. Работа над содержанием текста.
- Какой это текст?
- Что случилось с чайкой?
- Почему она самостоятельно не могла найти дорогу к морю?
- Кто пришёл к ней на помощь?
- Кто такие прохожие?
- Почему люди с изумлением следили за поведением птиц?
- Сравните двух мальчиков из первого рассказа и птиц из этого. Что можно сказать об
их поведении?
- Какой вывод вы бы сделали?
4. Составление плана
- На сколько частей разделён текст?
- Какие?
-Прочитайте первую часть.
- Как бы вы её озаглавили?
- Прочитайте вторую часть. Озаглавьте.
- Прочитайте третью часть. Озаглавьте.
1. Однажды вечером
2. Помощь ворон
3.Изумление людей
5. Пересказ текста.
6. Орфографическая подготовка.
- Найдите в тексте словарные слова. ( Город, однажды, интересный, дорога,
ворона, вдруг)
- Прочитайте их орфографически.
- Прочитайте подчёркнутые слова.
- Назовите орфограмму, встречающуюся в них.
- Подберите проверочные слова.
- Какой частью речи являются эти слова? (наблюдали, залетела, опускалась, снялись, подлетели, подталкивать)
- Что интересного заметили?
- Как пишется приставка?
Слова для справок: Сочи, с изумлением.
- Как можно избежать ненужных повторов слова чайка?
7. Запись текста
- А сейчас вы запишите текст, не забывая каждую часть писать с красной строки. В заключительной части вы должны будете сделать вывод, высказать свои мысли, которые у вас возникли, одним – двумя предложениями.
- Написавшие раньше других, проверяют по карточкам, исправляют ошибки
карандашом. (Зачитывается одна работа)
8. Домашнее задание:
Подобрать интересный материал о жизни животных для подготовки к сочинению на тему «Согревай живущих рядом».
?X?$????@ех зверей, ответь
Задание 9.
Показ рисунка из геометрических фигур.
- Какие геометрические фигуры вы увидели? Сколько треугольников? Квадратов?
III. Итог урока.
- В лесу свои заботы, В лесу свои дела. А у нас своя забота Нам домой уже пора.
Ёж:
Вы, друзья, должны стараться, Все прилежно заниматься, Чтоб иголки все мои Сосчитать вы вмиг могли.
Звучит песня « Чему учат в школе».
© 2015, Кузнецова Оксана Васильевна 2821