СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение с элементом рассуждения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 4 класс

Изложение с элементом рассуждения.

Цель: Формирование связной письменной речи учащихся с опорой на устные высказывания. Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Воспитание нравственных качеств: доброты и взаимовыручки.

Оборудование: карточки с текстом, картинки с изображениями птиц

 

                                                                        Ход урока:                     

1. Сообщение темы.

    - Сегодня у нас особенный урок русского языка. Мы будем учиться писать изложение с     элементом рассуждения. Причём изложение будем записывать сразу в тетрадь, а поэтому и работать будем в особом режиме: силой ума и души. Ум нам нужен будет,  чтобы грамотно и правильно написать изложение, а душа, чтобы понять, проникнуться и почувствовать то, о чём будем сегодня говорить.

2. Подготовительная работа  к изложению.

   - Эпиграфом к нашему уроку мне бы хотелось взять слова известного поэта Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

 Даже малую былиночку любя.

  Берегите всех зверей природы.

         

              

    Убивайте лишь зверей внутри себя.

   - Как вы понимаете эти слова?

   - Что такое былиночка?

   - Итак, значит, речь у нас пойдёт и о животных, и о людях, и о том, что нас связывает с

      Братьями нашими меньшими. А о ком из них мы будем говорить, вы сейчас узнаете.

     

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый и отошёл.

     Когда медведь ушёл, первый слез с дерева и смеётся.

- Ну что, говорит, медведь тебе на ухо говорил?

- А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

 

   - Что вы можете сказать об этих мальчиках?

   - Хотели бы вы иметь такого друга?

   - Определите вид текста.(текст-повествование)

   - А о ком теперь пойдёт речь?

 

Летним солнечным днём и в пасмурную погоду на реках и на морях можно увидеть красивую белоснежную чайку. Она легко парит над водой, широко раскинув крылья. Чайки – прекрасные пловцы и отличные летуны.

 

   - Ребята, а это какой текст? (текст-описание)

   - А что ещё о чайках вы знаете?

   - О ком сейчас пойдет речь?

 

Как часто мы видим рядом больших чёрно-серых птиц. Это вороны. Интересно, почему вороны получили такое имя? Вороны – птицы вороватые, тащат всё, что плохо лежит. Вероятно,

 

слово ворона произошло от слова вор.

    - А это что за текст? (текст-рассуждение)

   - Ещё я хочу добавить, учёные доказали, что вороны – самые умные представители животного мира. Они могут поспорить с обезьянами и с дельфинами. В этом вы убедитесь, прочитав текст, который лежит перед вами.

 

Ворона и чайка.

          Город Сочи стоит на берегу моря. Однажды вечером прохожие наблюдали интересный случай.

          Большая чайка залетела в город. Её ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала и устала. Она опускалась всё ниже и ниже. Вдруг с дерева снялись две вороны. Они подлетели кморской птице и стали подталкивать её к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.

         Люди с изумлением следили за поведением птиц.

 

3. Работа над содержанием текста.

   - Какой это текст?

   - Что случилось с чайкой?

   - Почему она самостоятельно не могла найти дорогу к морю?

   - Кто пришёл к ней на помощь?

   - Кто такие прохожие?

   - Почему люди с изумлением следили за поведением птиц?

   - Сравните двух мальчиков из первого рассказа и птиц из этого. Что можно сказать об

     их поведении?

   - Какой вывод вы бы сделали?

4. Составление плана

   - На сколько частей разделён текст?

   - Какие?

   -Прочитайте первую часть.

   - Как бы вы её озаглавили?

   - Прочитайте вторую часть. Озаглавьте.

   - Прочитайте третью часть. Озаглавьте.

1. Однажды вечером

                       2. Помощь ворон

                       3.Изумление людей

5. Пересказ текста.

6. Орфографическая подготовка.

   - Найдите в тексте словарные слова. ( Город, однажды, интересный, дорога,  

     ворона, вдруг)

   - Прочитайте их орфографически.

 

   - Прочитайте подчёркнутые слова.

   - Назовите орфограмму, встречающуюся в них.

   - Подберите проверочные слова.

   - Какой частью речи являются эти слова? (наблюдали, залетела, опускалась, снялись, подлетели, подталкивать)

   - Что интересного заметили?

   - Как пишется приставка?

Слова для справок: Сочи, с изумлением.

   - Как можно избежать ненужных повторов слова чайка?

7. Запись текста

   - А сейчас вы запишите текст, не забывая каждую часть писать с красной строки. В заключительной  части вы должны будете сделать вывод, высказать свои мысли, которые у вас возникли, одним – двумя предложениями.

   - Написавшие раньше других, проверяют по карточкам, исправляют ошибки

     карандашом. (Зачитывается одна работа)

8. Домашнее задание:

 Подобрать интересный материал о жизни животных для подготовки к сочинению на тему «Согревай живущих рядом».

 

?X?$??? ?@ех зверей, ответь

 

 

Задание 9.

Показ рисунка из геометрических фигур.

 - Какие геометрические фигуры вы увидели? Сколько треугольников? Квадратов?

III. Итог урока.

 

- В лесу свои заботы, В лесу свои дела. А у нас своя забота Нам домой уже пора.

Ёж:

Вы, друзья, должны стараться, Все прилежно заниматься, Чтоб иголки все мои Сосчитать вы вмиг могли.

Звучит песня « Чему учат в школе».

 

 

 

 

03.01.2015 14:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!