СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Круглая рана
Previous
Next
1 / 7
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org
2 / 7
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1503–1515 годы© boschproject.org
3 / 7
Иероним Босх. Страшный суд. Фрагмент. Около 1482 годаWikimedia Commons
4 / 7
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Внешние створки. Около 1490–1500 годовWikimedia Commons
5 / 7
Царь Авенир, его сын Иоасаф и языческие мудрецы с персонификацией Сатурна. Миниатюра из книги «Варлаам и Иоасаф». Эльзас, 1469 годThe J. Paul Getty Trust
6 / 7
Сатурн и его дети. Гравюра. Германия, 1530–1562 годы© The Trustees of the British Museum
7 / 7
Реликварий. Венгрия, около 1500 годаThe Metropolitan Museum of Art
На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. В ней часто видят указание на проказу, сифилис, который как раз в 1490-х годах был занесен в Европу из Нового Света, или другие кожные болезни. При этом дело, конечно, не столько в самом недуге, сколько в представлении о язвах как о Божьей каре и разложении плоти как свидетельстве разложения души. Не случайно в Средневековье ересь, которая поражает организм Церкви, часто уподобляли заразной болезни, называли проказой, сравнивали со зловонными язвами и т. д.
Похожие раны появляются у Босха не раз. В «Саде земных наслаждений» такой же белый кровоточащий кружок (только уже прикрытый бинтом, а не заключенный в стеклянный сосуд) изображен на ноге так называемого Человека-дерева, растущего посреди преисподней. А на его «Страшном суде» такая же круглая язва видна на ноге у синего колченогого демона, который тащит в корзине душу грешника, осужденного на вечные муки.
Английский историк Дебра Стрикленд, интерпретируя старика как Антихриста, предположила, что кровоточащая рана тоже могла быть навеяна средневековыми антиеврейскими стереотипами. Еще в античном Риме возникло представление о том, что евреи, по сравнению с другими народами, особо подвержены проказе. В средневековой астрологической теории, которая приписывала различные физические и психические свойства влиянию конкретных светил, считалось, что евреи, для которых так характерна алчность, духовная слепота и меланхолия, — дети зловещей планеты Сатурн, которую в позднее Средневековье часто изображали в облике хромого или одноногого старика. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку — кружку, пришитому к одежде).
Тем не менее круглая белая рана, из которой стекает кровь, слишком похожа на гостию — Тело Христово. Во множестве историй о чудесах, распространившихся в позднее Средневековье, гостия — в ответ на физическую атаку со стороны еретиков или иноверцев — начинала кровоточить. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо — видение израненного Христа, восстающего из гробницы. По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590–604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Видение должно было развеять сомнения одного из мирян, который не верил в то, что кусок хлеба реально становится телом Бога. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово.
Кто такие волхвы
В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы, их число не указано. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185–254) считалось, что их было трое. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй — средних лет, а третий — юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). В латинском переводе Нового Завета они названы «магами», и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Позже, однако, их репутация была восстановлена. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов .
Уже в раннее Средневековье волхвов стали называть потомками трех сыновей Ноя: Сима, Иафета и Хама. Они представляли три части света, которые те заселили: Азию, Европу и Африку, — а их приход в Вифлеем означал, что весь мир признал в новорожденном Мессию. Именно поэтому третий волхв, пришедший из Аравии или Эфиопии, был чернокожим.
Previous
Next
1 / 2
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org
2 / 2
Ульрих Апт Старший. Поклонении волхвов. Фрагмент. Около 1500–1510 годов© Jean-Gilles Berizzi / RMN-Grand Palais / Musée du Louvre
Однако в иконографию волхв-мавр — его называли то Бальтазаром, то Каспаром — пробился не сразу. Хотя отдельные изображения известны уже в XII–XIII веках, они становятся вездесущи лишь в позднее Средневековье и в эпоху Возрождения. Скорее всего, это было связано с расово-колористическими стереотипами. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими .
Когда изображения третьего мага в облике мавра стали в Европе обычным делом, на некоторых из них иногда появлялись детали, напоминавшие о его языческом прошлом. Например, в «Поклонении волхвов» Ульриха Апта Старшего у молодого чернокожего короля из широкого рукава выглядывает черный кот — животное, ассоциировавшееся с миром тьмы.
Босх пошел еще дальше. Третий, самый молодой волхв у него — как и у многих других художников — отделен от первых двух. Со своим подарком он стоит в отдалении, за Иродом или Антихристом, тогда как двое других преподносят дары Младенцу. Их одеяния и дары наполнены христианской символикой — его облик (золотое ожерелье на шее, жемчужные серьги в ушах и т. д.) максимально экзотичен.
Почему волхвы так одеты
Вышивка
Previous
Next
1 / 2
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org
2 / 2
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org
У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». Историки предполагают, что сирены и плоды символизировали плотские искушения и мирские радости, отвлекавшие святых от помышлений о горнем. Еще более подозрительно выглядит вышивка на красном одеянии чернокожего слуги — там Босх изобразил раненых и пожирающих друг друга монстров, похожих на рыб. Эти украшения плохо совместимы с представлением о третьем волхве как о святом и скорее представляют его как язычника, все еще пребывающего в экзотическом мире зла.
Наплечник
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org
А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. На его тяжелом наплечнике Босх изобразил царицу Савскую, пришедшую с дарами к царю Соломону : этот сюжет считался одним из ветхозаветных типов, т. е. прообразов поклонения волхвов. Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян . В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего
© 2018, Лалаева Любовь Авенировна 815