СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Три армии
Previous
Next
1 / 3
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org
2 / 3
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org
3 / 3
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org
С трех сторон в долину перед Иерусалимом наступают отряды вооруженных всадников. Слева воины одеты в разноцветные тюрбаны, а на флажке, висящем у трубача, тоже изображен полумесяц. Воины в армии, движущейся справа, носят остроконечные шляпы с широкими полями. В таких головных уборах европейские художники, современники Босха, часто изображали турок, так что эти армии, несомненно, ассоциировались с Востоком.
Но кто перед нами? На многочисленных «Поклонениях волхвов», которые создавались в XIV–XV веках, вслед за тремя королями движется их свита, состоявшая из слуг и вооруженного эскорта. А раз маги представляли далекие царства, то и воины часто были одеты на неевропейский, чаще всего восточный манер, а на знаменах, которые они несли, изображались полумесяцы, звезды или фигуры мавров.
Однако, поскольку у Босха сцена поклонения волхвов полна зловещих знаков, а у порога хижины, вероятно, стоит Антихрист, то Лотте Бранд Филип, Дебра Стрикленд и некоторые другие историки пришли к выводу, что и войска, выдвинувшиеся к Иерусалиму, — это не просто свита Каспара, Мельхиора и Бальтазара. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» , которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» . Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» — Небесный Иерусалим . Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом .
При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего . Их интерпретация как воинства зла, которое в конце времен обрушится на христианский мир, а не как отрядов волхвов, съезжающихся с трех концов земли, зависит только от того, видим ли мы в загадочном старике Антихриста или кого-то другого.
Крестьянские танцы и волки
Previous
Next
1 / 3
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org
2 / 3
Иероним Босх. Фрагмент внешней створки триптиха «Воз сена». Около 1512–1515 годов© boschproject.org
3 / 3
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org
На левой створке, за стенами двора, где Иосиф сушит на огне пеленки приемного сына, под звуки волынки пляшет пара крестьян. Те же персонажи появляются у Босха на внешней стороне триптиха «Стог сена». Там седой путник бредет по миру, охваченному грехом и раздором. Слева от него разбойники грабят другого прохожего, а справа пара крестьян танцует под волынку. Скорее всего, и в «Стоге сена», и в «Поклонении волхвов» эта сцена символизировала мирские удовольствия и греховную суетность.
Мир, в который явился Спаситель, у Босха также охвачен насилием — на правой створке, над изображением Агнес де Грамме со святой Агнессой, женщина спасается бегством от хищного волка, а другой волк пожирает путника, который, пытаясь спастись, втыкает ему в спину нож.
Как во всем этом разобраться
В христианской иконографии и в христианской традиции в целом поклонение волхвов — радостное торжество, явление Бога народам, которых он обратит и спасет ценой своей крестной смерти. Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Историки спорят о том, откуда исходит эта опасность и кого в первую очередь изобличает Босх-моралист. Древних иудеев, а заодно их потомков, которые, как без устали повторяли католические проповедники, несут на себе проклятие богоубийц? Дурных христиан, ведь они, продолжая грешить, вновь и вновь истязают Христа, который в таких страданиях умер за них? Всех иноверцев во главе с магометанами, которые в конце времен под эгидой Антихриста поведут тотальную войну против Церкви? Мы этого точно не знаем. Возможно, как раз потому, что Босх просто не собирался давать ответ и хотел показать, что зло многолико.
Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета, историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. Как было сказано выше, немецкая исследовательница Лотте Бранд Филип считала, что старик, стоящий в дверях хижины, — это Антихрист. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. Эта версия подразумевает, что Босх взломал изнутри всем знакомый сюжет, поменял знак волхвов с плюса на минус или парадоксальным образом совместил в них оба знака. Зритель видит трех королей, принесших дары Христу, но понимает, что они одновременно означают нечестивых царей на службе Антихриста.
Однако столь радикальный разрыв с традицией, столь очевидное двоемыслие выглядит все же малоправдоподобно. Мир Босха причудлив, но многие толкования, которые историки предлагают его работам, у него самого явно вызвали бы изумление. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику — экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом .
Расшифровать загадочные образы Босха, как и любое послание, где слишком много неизвестных, непросто. Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей. Однако многие из них почти невозможно понять, если не знать, какой смысл Босх вкладывал в целое. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. Так, если старик, стоящий в дверях ветхой хижины, — это Антихрист, то восточные армии, собирающиеся под Иерусалимом, действительно могут символизировать не свиту волхвов, а Гога с Магогом. Если же перед нами царь Ирод или кто-то еще, то Гогу с Магогом и другим злодеям из эсхатологического мифа там делать нечего. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно. Значение одних и тех же деталей зависит от контекста, и при расшифровке творений Босха, с его причудливой символикой, об этом точно нельзя забывать.
Источники
Munich, Berlin, New York, 2005.
The Art Bulletin. Vol. 39. № 2. 1957.
London, 2005.
Netherlands Yearbook for History of Art. Vol. 24. 1973.
Interpretation: Theory and Practice. Ed. by Ch. Singleton. Baltimore, 1969.
Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. Vol. 14. № 1. 1984.
Zeitschrift für Kunstgeschichte. Bd. 80. 2017.
Princeton, 2016.
RES: Anthropology and Aesthetics. № 46. 2004.
Monuments & Memory: Christian Cult Buildings and Constructions of the Past: Essays in Honour of Sible de Blaauw. Ed. by M. Verhoeven, L. Bosman, H. van Asperen. Turnhout, 2016.
Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1953.
The Art Bulletin. Vol. 35. 1953.
Artibus et Historiae. Vol. 17. № 34. 1996.
Princeton, 1997.
Ed. by M. Ilsink, J. Koldeweij, R. Spronk, L. Hoogstede, R. Erdmann, R. K. Gotink, H. Nap, D. Veldhuizen. Catalogue raisonné. T. 1–2. Brussels, 201
© 2018, Лалаева Любовь Авенировна 799