СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как расшифровать Босха-4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Три армии

Previous

Next

1 / 3

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org

2 / 3

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org

3 / 3

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org

С трех сторон в долину перед Иерусалимом наступают отряды вооруженных всадников. Слева воины одеты в разноцветные тюрбаны, а на флажке, висящем у трубача, тоже изображен полумесяц. Воины в армии, движущейся справа, носят остроконечные шляпы с широкими полями. В таких головных уборах европейские художники, современники Босха, часто изображали турок, так что эти армии, несомненно, ассоциировались с Востоком.

Но кто перед нами? На многочисленных «Поклонениях волхвов», которые создавались в XIV–XV веках, вслед за тремя королями движется их свита, состоявшая из слуг и вооруженного эскорта. А раз маги представляли далекие царства, то и воины часто были одеты на неевропейский, чаще всего восточ­ный манер, а на знаменах, которые они несли, изображались полумесяцы, звезды или фигуры мавров.

Однако, поскольку у Босха сцена поклонения волхвов полна зловещих знаков, а у порога хижины, вероятно, стоит Антихрист, то Лотте Бранд Филип, Дебра Стрикленд и некоторые другие историки пришли к выводу, что и войска, выдвинувшиеся к Иерусалиму, — это не просто свита Каспара, Мельхиора и Бальтазара. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» , которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» . Возможно, это демонические воин­ства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» — Небесный Иерусалим . Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом .

При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего . Их интерпретация как воинства зла, которое в конце времен обрушится на христианский мир, а не как отрядов волхвов, съезжающихся с трех концов земли, зависит только от того, видим ли мы в загадочном старике Антихриста или кого-то другого.

Крестьянские танцы и волки

Previous

Next

1 / 3

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org

2 / 3

Иероним Босх. Фрагмент внешней створки триптиха «Воз сена». Около 1512–1515 годов© boschproject.org

3 / 3

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Фрагмент. Около 1490–1500 годов© boschproject.org

На левой створке, за стенами двора, где Иосиф сушит на огне пеленки при­емного сына, под звуки волынки пляшет пара крестьян. Те же персонажи появляются у Босха на внешней стороне триптиха «Стог сена». Там седой путник бредет по миру, охваченному грехом и раздором. Слева от него разбой­ники грабят другого прохожего, а справа пара крестьян танцует под волынку. Скорее всего, и в «Стоге сена», и в «Поклонении волхвов» эта сцена символи­зировала мирские удовольствия и греховную суетность.

Мир, в который явился Спаситель, у Босха также охвачен насилием — на пра­вой створке, над изображением Агнес де Грамме со святой Агнессой, жен­щина спасается бегством от хищного волка, а другой волк пожирает путника, кото­рый, пытаясь спастись, втыкает ему в спину нож.

Как во всем этом разобраться

В христианской иконографии и в христианской традиции в целом поклонение волхвов — радостное торжество, явление Бога народам, которых он обратит и спасет ценой своей крестной смерти. Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Историки спорят о том, откуда исходит эта опасность и кого в первую очередь изобличает Босх-моралист. Древних иудеев, а заодно их потомков, которые, как без устали повторяли католические проповедники, несут на себе проклятие богоубийц? Дурных христиан, ведь они, продолжая грешить, вновь и вновь истязают Христа, который в таких страданиях умер за них? Всех иноверцев во главе с магометанами, которые в конце времен под эгидой Антихриста поведут тотальную войну против Церкви? Мы этого точно не знаем. Возможно, как раз потому, что Босх просто не собирался давать ответ и хотел показать, что зло многолико.

Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета, историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. Как было сказано выше, немецкая исследовательница Лотте Бранд Филип считала, что старик, стоящий в дверях хижины, — это Антихрист. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в послед­ние времена будут искушены Антихристом и обру­шатся на христиан­ский мир. Эта версия подразумевает, что Босх взломал изнутри всем знакомый сюжет, поменял знак волхвов с плюса на минус или парадоксальным образом совмес­тил в них оба знака. Зритель видит трех королей, принесших дары Христу, но понимает, что они одновременно означают нечестивых царей на службе Антихриста.

Однако столь радикальный разрыв с традицией, столь очевидное двоемыс­лие выглядит все же малоправдоподобно. Мир Босха причудлив, но многие толкования, которые историки предлагают его работам, у него самого явно вызвали бы изумление. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику — экзотическому язычнику, который, возможно, дей­ствительно связан с Иродом или Антихристом .

Расшифровать загадочные образы Босха, как и любое послание, где слиш­ком много неизвестных, непросто. Для этого требуется сначала разобраться в зна­чении отдельных деталей. Однако многие из них почти невозможно понять, если не знать, какой смысл Босх вкладывал в целое. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. Так, если старик, стоящий в дверях ветхой хижины, — это Антихрист, то восточные армии, соби­рающиеся под Иерусалимом, действительно могут символизиро­вать не свиту волхвов, а Гога с Магогом. Если же перед нами царь Ирод или кто-то еще, то Гогу с Магогом и другим злодеям из эсхатологического мифа там делать нече­го. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожале­нию, невоз­можно. Значение одних и тех же деталей зависит от кон­текста, и при расшифровке творений Босха, с его причудливой символикой, об этом точно нельзя забывать.

Источники

  • Belting H. Hieronymus Bosch: Garden of Earthly Delight.

    Munich, Berlin, New York, 2005.

  • Cuttler Ch. D. The Lisbon Temptation of St. Anthony by Jerome Bosch

    The Art Bulletin. Vol. 39. № 2. 1957.

  • Dixon L. Bosch.

    London, 2005.

  • Gibson W. S. The Garden of Earthly Delights by Hieronymus Bosch: The Iconography of the Central Panel

    Netherlands Yearbook for History of Art. Vol. 24. 1973.

  • Gombrich E. H. The Evidence of Images

    Interpretation: Theory and Practice. Ed. by Ch. Singleton. Baltimore, 1969.

  • Hamburger J. Bosch’s Conjuror: An Attack on Magic and Sacramental Heresy

    Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. Vol. 14. № 1. 1984.

  • Ilsink M. Review of Joseph Leo Koerner, Bosch and Bruegel. From Enemy Painting to Everyday Life.

    Zeitschrift für Kunstgeschichte. Bd. 80. 2017.

  • Koerner J. L. Bosch and Bruegel: From Enemy Painting to Everyday Life.

    Princeton, 2016.

  • Koerner J. L. Impossible Objects: Bosch’s Realism.

    RES: Anthropology and Aesthetics. № 46. 2004.

  • Koldeweij J. Jerusalem and Other Holy Places as Represented by Jheronimus Bosch

    Monuments & Memory: Christian Cult Buildings and Constructions of the Past: Essays in Honour of Sible de Blaauw. Ed. by M. Verhoeven, L. Bosman, H. van Asperen. Turnhout, 2016.

  • Panofsky E. Early Netherlandish Painting. Its Origin and Character.

    Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1953.

  • Philip L. B. The Prado Epiphany by Jerome Bosch.

    The Art Bulletin. Vol. 35. 1953.

  • Pinson Y. Connotations of Sin and Heresy in the Figure of the Black King in Some Northern Renaissance Adorations.

    Artibus et Historiae. Vol. 17. № 34. 1996.

  • Silver L. God in the Details: Bosch and Judgment (s) The Art Bulletin. Vol. 83. № 4. 2001.
  • Strickland D. H. The Epiphany of Hieronymus Bosch: Imagining Antichrist and Others from the Middle Ages to the Reformation. Turnhout: Brepols Publishers, 2016.
  • Trexler R. The Journey of the Magi: Meanings in History of a Christian Story.

    Princeton, 1997.

  • Hieronymus Bosch. Painter and Draughtsman.

    Ed. by M. Ilsink, J. Koldeweij, R. Spronk, L. Hoogstede, R. Erdmann, R. K. Gotink, H. Nap, D. Veldhuizen. Catalogue raisonné. T. 1–2. Brussels, 201

Категория: МХК
27.04.2018 18:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!