СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Хороведение
Курс «Хороведение» –-один из ведущих в системе предметов дирижерско-хорового цикла. Он входит в блок дисциплин предметной подготовки.
Цель курса – подготовка студентов к самостоятельной деятельности в качестве учителя музыки в школе, обладающего основными специальными знаниями, умениями и навыками в области хоровой музыки, необходимыми для практической работы с хоровым коллективом, развитие их исполнительского мастерства.
В пособии в соответствии с требованиями программы курса раскрываются вопросы теории вокально-хорового искусства, а так же организации хорового репетиционно-исполнительского процесса, работы над хоровой звучностью и средствами художественной выразительности. В работе над пособием автор пользовался трудами известных хоровиков: П.Г. Чеснокова, К.Б. Птицы, В.И. Краснощекова, В.А. Самарина и других авторов.
Данное учебно-методическое пособие адаптировано и предназначено для студентов педагогических колледжей.
История развития хорового искусства в России
Начало профессионального хорового пения восходит к эпохе расцвета Киевской Руси (11-й век). В это время на Руси утверждается христианство в качестве государственной религии, внедряется христианский церковный обряд со всеми его атрибутами. Богослужение соединяло в себе элементы словесного, театрального, изобразительного, музыкального, прикладного искусства и архитектуры, подчинив их единым эстетическим принципам. Важную часть церковного ритуала составляло хоровое пение, проводившееся на общем для всех восточных славян церковно – славянском языке и исключающее всякое употребление инструментов (в отличие от католической службы, где хор поет и без сопровождения и в сопровождении органа).
Певческое искусство появилось в Киевском государстве вместе с христианской религией, принесенной из Византии и в начале своего существования было византийским.
Но в дальнейшем (12 – 15 в.в.) русские мастера пения создали свое национальное хоровое искусство, основанное на народно – песенных интонациях. Основным мелодическим материалом был знаменный распев. Это одноголосие, излагавшееся особым видом нотных знаков – «крюками» или «знаменами».
Крюки, знамена – знаки русского старинного безлинейного нотного письма. Число их превышало 70. Каждый из них обозначал от одного до нескольких звуков различной высоты и длительности. Высота их не указывалась.
В 12-м веке очагами хоровой культуры были стольные города удельных княжеств: Новгород, Владимир, Суздаль, Псков, Рязань, Чернигов. При соборах этих городов создавались хоры и певческие школы. Поэтому наряду со старинным традиционным знаменным распевом появляются многочисленные распевы местного происхождения: киевский, владимирский, новгородский и т.д. Не все из них получили дальнейшее развитие. Только киевский, болгарский, греческий оказались наиболее художественными и породили многочисленные варианты.
Первый русский профессиональный хор был организован при дворе царя Ивана Третьего – это хор Государевых певчих диаков. От этого хора ведет свое начало Петербургская хоровая капелла имени М.И.Глинки. При Иване Грозном этот хор стал приобретать большую популярность.
Известно, что многогранной и плодотворной была музыкальная деятельность царя Ивана Грозного – сохранились сочиненные им песнопения. По его инициативе московский собор 1551 года обязал духовенство всех городов организовать у себя «на дому» детские школы «на учение грамоте, и на учение книжного письма и церковного пения». Тот же собор по предложению Грозного ввел «на Москве и во всех московских пределах» многоголосное пение, которое до того времени употреблялось лишь в Новгороде и Пскове. А в Александровской слободе Иван Грозный основал специальное музыкальное учреждение, своего рода Консерваторию, куда пригласил высококвалифицированных мастеров пения Федора Христианина и Ивана Носа.
Во главе вновь созданных хоров стояли главные певцы – головщики, уставщики, регенты, которые пальцами рук, жестами управляли хором. Хоры иногда делились на два – левый и правый клиросы, создавая антифонное звучание.
Церковное пение 16-го века – двух – трехголосное. Все голоса были мелодическими. Хоры были мужскими. Диапазон партитуры соль большой октавы – ре первой октавы. Если в хоре были мальчики (альты и дисканты), то они пели то же самое октавой выше написанного. Диапазон мелодии каждого голосасекста – септима. Поэтому певцы могли петь любую строку партитуры.
В русской и украинской церковной музыке 17 – 18 веков получило распространениепартесное пение. Его отличительной особенностью стало многоголосие, преимущественно аккордового склада, с разделением хора на группы голосов, без инструментального сопровождения. С введением партесного пения древнерусское крюковое письмо было заменено современной нотацией, а взамен гласов упрочилась мажоро – минорная система.
Освоение партесной музыки началось с гармонизации знаменного и других распевов, которые прежде исполнялись одноголосно мужским хором, а с середины 17-го века зазвучали четырехголосным хором мужчин и мальчиков.
Выдающуюся роль в утверждении и распространении партесного пения в России сыграл Н.Дилецкий. В его книге «Мусикийская грамматика» были приведены в систему основные правила сочинения хоровых композиций, была дана классификация голосов и определение их функций, а также методика вокально – хорового обучения.
Рост хоровой культуры обусловил появление на рубеже XV – XVI веков двух хоров: придворного хора – Государевых певчих дьяков и патриаршего – Патриарших певчих дьяков. Эти хоры являлись очагами музыкальной культуры, здесь было сосредоточено обучение музыкальной грамоте и певческому мастерству, переписывались певческие книги, а исполнительство служило образцом для других хоров. Со временем этот хор стал своего рода «общерусской академией церковного пения». В 1763-м году на основе этого хора была организована Придворная певческая капелла. В разное время эту капеллу возглавляли известные музыкальные деятели и композиторы: Бортнянский, Львов, Балакирев, Аренский, Глинка. В 1918-м году она была преобразована в Государственную певческую капеллу им. Глинки, которая существует до нашего времени. Руководитель ее с 1974 года В.А.Чернушенко.
© 2016, Турбанов Алексей Александрович 738