СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когда в семье родиля ребенок с особенностями развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время наблюдается рост числа новорождённых с факторами риска в развитии, под которыми подразумеваются неблагоприятные условия внешней среды (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию отклонений от нормы.

Возрастающий интерес к раннему детству – это закономерность, которая обусловлена высокими достижениями в области медицины, психологии и педагогики.

Необходимость ранней коррекционной работы обусловлена рядом факторов. Во-первых, это связано с наиболее интенсивным темпом развития в раннем возрасте. По некоторым данным наблюдения психологов, ребёнок в возрасте до 3 лет приобретает около 60% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – около 40%. Во-вторых, ранняя коррекционная работа предупреждает возникновение вторичных нарушений. В-третьих, ранняя и адекватная помощь позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребёнка и тем самым предупредить нарушения в его познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере.

Известно, что взаимодействие ребёнка со взрослым – это необходимое условие его психического развития, от количества и качества этого взаимодействия зависят особенности формирования индивидуально-личностных характеристик ребёнка. Помощь специалистов является наиболее эффективной именно в раннем возрасте ребёнка, когда отношения «мать-дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования.

Цели работы с родителями службы раннего вмешательства:

  1. Формирование у родителей адекватного отношения, восприятия ребёнка, принятия его особенностей, темпа и своеобразия развития, отношение к ребёнку и себе.
  2. Снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребёнка и семьи в целом, психолого-педагогическая поддержка «особой семьи».
  3. Общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе.

Указанные выше цели реализуются параллельно в нескольких направлениях в работе с родителями:

  • Консультативно-рекомендательная работа (родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки развития детей, возможности их обучения, условий воспитаний и т.д.).
  • Лекционно-просветительская работа (в ходе заседаний клуба «Мамина школа», коррекционно-педагогического процесса с родителями проводятся лекционные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по различным вопросам воспитания детей).
  • Индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком (при реализации индивидуальной программы ребёнка осуществляется личностно ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребёнком).

Родители получают индивидуальные и групповые консультации, имеют возможность пользоваться тематическими методическими материалами в распечатанном виде, буклетами и методической литературой кабинета. Приходя на занятия и заседания клуба, родители имеют возможность обменяться опытом по вопросам семейного воспитания, обращаются с просьбой помочь разобрать и проанализировать сложившуюся педагогическую ситуацию.

Все перечисленное правильно, но это общие и всеобъемлющие положения. А вот как выглядит работа с родителями в каждом конкретном случае, с каждой конкретной семьей?

Рождение больного ребенка — испытание для всех членов семьи, особенно если первичный дефект, вызванный серьезными поражениями центральной нервной системы, влечет за собой отклонения в развитии всей психики и личности в целом. Рушатся надежды, развивается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления, что непосредственно сказывается на психологическом климате в семье и вызывает проблемы в семейных отношениях.

Многообразие реакций родителей на появление аномального ребенка можно условно разделить на четыре основные фазы.

Первая фаза (Строгова, Н.А., Магарычева, Е.А. «Проблема психологической помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии»//Научно-методический журнал «Школьный логопед» №1(16)/2007, с. 56-59) характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности, ощущение беспомощности. Этот период сложен тем, что родители оказываются просто не в состоянии адекватно понять и переработать полученную информацию.

Негативизм, отрицание поставленного диагноза рассматривается как вторая фаза состояния семьи. Отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка. Некоторые родители многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить «неверный» диагноз. Другие родители признают диагноз, но при этом становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития ребенка и возможности его излечения. Так начинают формироваться мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающие адекватной адаптации.

Ткачева В.В. отмечает, что по мере того, как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризуют третью фазу. Чувство гнева или горечи может породить стремление к изоляции. Нередко такие переживания подавляют интерес к другим делам. Это синдром, получивший название «хроническая печаль», является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, особенно в случае неизменности его психического и физического дефекта. При этом родители болезненно воспринимают все неудачи ребенка в обучении и в общении с окружающими.

Четвертая фаза — это самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Это начало социально-психической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. Только часть родителей способна самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же, по мнению специалистов, нуждаются в психологической и медицинской помощи, педагогической поддержке.

Более чем очевидно, что индивидуальные коррекционные занятия по индивидуальной программе обучения наиболее эффективны, когда те, кто оказывает помощь (педагог-дефектолог + педагог-психолог), и те, кто ее получает (ребенок + его родители), работают вместе, когда услуги соответствуют индивидуальным потребностям и когда наблюдается ответная реакция и поддержка. Занятие длится 1 час и включает в себя непосредственное занятие каждого педагога непосредственно с ребенком в разных зонах кабинета, а также консультацию родителей как по ходу занятия, так и по возникающим у родителей вопросам. Успех такого взаимодействия заключается в том, что оно соответствует индивидуальным потребностям каждого ребёнка и каждой семьи.

Выводы и рекомендации:

    1. Родители, вы не одни, есть заинтересованные в развитии Вашего ребенка специалисты медицинского и педагогического профиля; есть сообщество родителей, готовых Вам оказать поддержку; есть опыт работы с разными случаями (диагнозами) у детей, разработаны формы, методы и приёмы работы с малышами и детьми дошкольного, школьного возраста.
    2. Пожалуйста, принимайте помощь. Если Вы до конца прочитали предложенную статью, сделайте над собой усилие и побыстрее выходите на четвертую фазу принятия своего ребенка, а, значит, включайтесь в реальную работу с ребенком, перестаньте жалеть себя и результат Ваших усилий обязательно проявится положительными изменениями в развитии малыша.
    3. В каждом районе Беларуси работает ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации). В этом учреждении функционирует служба раннего вмешательства по работе с детьми с особенностями развития раннего возраста. Это педагогическая помощь и ее следует принимать наравне с помощью медицинской. С 2020 года аналогичная помощь может быть предложена районной детской поликлиникой, но эта структура сейчас находится в стадии формирования.

Верьте в себя, любите своего ребенка, принимайте помощь специалистов – становитесь главным педагогом и реабилитологом для своего ребенка и у Вашего малыша обязательно появятся

29.05.2021 09:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП